Продолжение. Начало здесь:-Зимняя война с Финляндией.-
Между причиной к войне и поводом к войне лежит громадная политическая пропасть.
Повод к войне, как правило предлагается для общественности.
Повод-это политическая декорация причин. Если убрать декорацию, и выдать мировой или национальной общественности причины, то вполне возможно, что и повода для войны не окажется.
Общественность воспротивится.
Задумаемся.
Столько лет судят-рядят о том с чьей стороны прозвучал выстрел в деревне Майнила 26 ноября 1939 года в 16-00, московского времени.
А какая в том разница?
Несчастный случай, или ошибка военного командира, или неопытность бойца-первогодка.
Принесли извинения, возместили ущерб, наказали кого следует и инцидент исчерпан.
На советско-финской границе в 20-30-е годы было достаточно конфликтов и провокаций. Были случаи нападений на советскую территорию финских националистов-шюцкоровцев.
Обычно инциденты разрешались дипломатическим путем.
Но тогда, 30 ноября 1939 года, разразилась полномасштабная война, с человеческими жертвами, с политическими последствиями для обоих государств и правительств.
Значит выстрел в Майнила был не военным, а политическим.
И нет нужды всерьез разбираться в поводе - с чьей стороны был тот выстрел.
"Непосредственной причиной "зимней войны" послужили выстрелы в Майнила...."
-Советско-финская война 1939-1940 г.г.- Хрестоматия. Редактор-составитель А.Е.Тарас Минск. Харвест. 1999 г., с. 10
Так историки повод к войне переводят в причины, которые в свою очередь делят на "непосредственные" и прочие?
Какие?
Для развязывания большой войны нет одной, даже самой существенной, на первый взгляд, причины.
Они длящиеся, совокупные, с вовлечением в процесс их накопления многих знаковых участников-государств с их государственными интересами.
Западные и наши авторы причины советско-финляндской войны часто сводят к агрессивности Сталина и к его историческим и политическим желаниями непременно восстановить территорию страны в граница Российской империи под коммунистическим правлением.
Не исключено.
Но все-таки, следует оценивать главное, во всей совокупности причин.
Например, Энтони Аптон рассказывает такую историю конфликта.
"Внешне позиция и доводы Сталина в сложившейся международной обстановке выглядели разумными, и если бы вопрос касался только безопасности Ленинграда, можно было бы, без сомнения выработать какое-то решение, приемлемое для обеих сторон. Но положение усугублялось событиями прошлой истории. С 1809 по 1917 год Финляндия входила в состав Российской империи как автономное Великое княжество Финляндское. Однако в 1890-х годах правительство России начало проводить в Финляндии политику русификации, что вело к ущемлению законодательных и конституционных прав финского населения."
Энтони Аптон -От Мюнхена до Токийского залива. Сборник. Взгляд с Запада на трагические страницы истории Второй мировой войны. М.,Политиздат 1992, с.с.91-125
Отметим для себя самих или для тех, кто сочувствует многострадальным финнам, то, о чем не замечая проговаривается иностранец.
В 1890 году, когда Россия еще не представляла себе конституционные начала государственно-общественных отношений, финский народ имел собственную конституцию и национальное законодательство.
Откуда? От кого?
От России. Россия разработала и Россия даровала финнам и законодательство, и конституцию, и государственность, пусть и в форме Великого княжества.
Россия была в своем праве вносить изменения в законодательство подвластной Финляндии, тем более к тому были причины, порожденные поляками и самими финнами.
Как видим, западный историк, даже упрощая историю отношений России и Финляндии, пытается обвинить нашу страну.
В чем? В том, что в 1809 году Финляндия отошла к России в результате побед русского оружия в войне со Швецией.
Александр Первый заплатил Швеции своеобразный выкуп в виде беспошлинной для шведов торговли.
В том, что Финляндия не составляла часть Швеции, а являлась ее юридически безликой колониальной провинцией.
В том, что Россия впервые предоставила финнам права государственности: национальный язык; свой алфавит и письменность; национальные деньги; национальный парламент из финнов, а не из шведов; отменила элементы крепостничества; освободила финнов от рекрутских наборов в русскую армию; разрешила иметь свою таможню и свои налоги; впервые на русские деньги финны начали публиковать свой национальный эпос; Россия обустроила финские столицы, старую и новую; способствовала из хуторской страны превратиться в страну купеческую с огромным российским рынком.
В чем заключалась русификация финляндии автор не уточняет, но утверждает, что это "ущемляло интересы финского населения".
Не новой финско-шведской элиты, а абстрактного населения.
И все-таки западный автор высказал главное-недовольство исходило из финляндского высшего общества.
Что подтверждает и бывший председатель партии "кадетов", депутат Государственных дум Российской империи П.Н.Милюков в своих "Воспоминаниях" (Москва. Современник. 1990 Т.Т.1-2)
Какие еще исторические претензии к России называет европейский историк.
Это последствия 1917 года.
После большевистского переворота в октябре 1917 года в финляндских гарнизонах оставалось достаточное количество революционно настроенных солдат.
"Когда в январе 1918 года финские социалисты попытались последовать примеру, поданному революцией в России, и создать республику рабочих, вспыхнула ожесточенная гражданская война. В этой войне русские войска передавали оружие и оказывали тайное содействие финским "красным", тогда как буржуазное правительство Финляндии получало помощь Швеции и Германии."
Энтони Аптон, там же, с.с. 91-125
Финляндия признана Большевистской Россией независимым государством.
В независимой Финляндии началась гражданская война.
Русские гарнизоны на территории Финляндии к Советской России не имеют отношения.
Советское государство в гражданской войне финнов не участвует, в России началась своя такая же война.
Напротив, в гражданской войне финнов активно участвуют государства Германия и Швеция.
Историю же финской неприязни распространяют на СССР.
Антисоветские агрессивные намерения Британии и Франции начала тридцатых годов, проявились в 1939-1940-х.
Вот почему уже с 1938 года, Сталин стал настаивать перед финляндским правительством на широком спектре политических договоренностей.
"В апреле 1938 года резидент НКВД в Финляндии Рыбкин был вызван в Кремль, где Сталин и другие члены Политбюро поручили ему совершенно секретное задание.... Он получил директиву неофициально предложить финскому правительству тайное соглашение. Финнам гарантировалось экономическое сотрудничество с Советским Союзом с учетом их интересов в Скандинавии и Европе в обмен на подписание пакта о ненападении, экономическом и военном сотрудничестве в случае агрессии третьей стороны. Пакт сулил экономические выгоды для обеих сторон. Предложение Сталина включало так же разделение сфер военного и экономического влияния в Балтийском регионе между Финляндией и Советским Союзом. По указанию Сталина Рыбкин также передал 100 тысяч долларов на создание партии мелких хозяев, которая выступала за нейтральную Финляндию."
Павел Судоплатов. Разведка и Кремль. ТОО "Гея", Москва 1997, с.108
Финны отказались.
Как известно, в 1939 году Британия разработала план вторжения в СССР через Норвегию, Швецию и Финляндию. Ряд причин преврал реализацию плана.
"Если бы Финляндия приняла предложение англо-французских союзников о помощи, а английские и французские войска нарушили нейтралитет Скандинавских стран и начали военные действия против Красной Армии, кто может сказать как это повлияло бы на последующий ход мировой войны? Судя по результатам боевых действий англо-французских войск в Норвегии, катастрофы им едва ли бы удалось избежать, а в дополнение к этому Англия и Франция могли бы оказаться в состоянии войны с Советским Союзом, равно как и с Германией."
Энтони Аптон. Там же, с.125.
В этом с историком можно согласиться.
Сегодня известно, что и Германия имела план оккупации Швеции.
Примечание: (1).Территория Выборга и выборгского района, Финляндии никогда не принадлежала, а была включена в состав Великого княжества по указу Александра Первого.
(2). Территория Карелии (Старая Финляндия), переданная Финляндии в обмен, была в свое время выкуплена Петром Первым у Швеции, более чем за миллион тех рублей.
Последствия советско-финляндской войны требуют специального рассмотрения и оценки.
С уважением к подписчикам и читателям, автор.