Найти тему

Как стать product owner благодаря амбициям, самообразованию и… даже декретному отпуску

Оглавление

Что нужно сделать, чтобы вырасти с позиции аналитика до владельца продукта и сколько времени на это потребуется? Спросили у product owner ПГК Ольги Умновой, которая в этом году возглавила один из ИТ-продуктов компании. Собрали в материале пять правил карьерного роста.

Автор: jcomp
Автор: jcomp

Правило 1. Прокачивай «смежные» компетенции, погружайся в продукт

В начале 2010-х, когда начался мой путь в ПГК, еще не было теории hard/soft skills – про то, как важно не только «прокачивать» основную специальность и компетенцию, но и осваивать смежные области. Я проходила это на практике.

После учебы в Высшей школе экономики получила рекомендацию для работы в ПГК. Моя специальность – «Логистика и управление цепями поставок» – как раз подошла под запросы коммерческого департамента, куда я в 2009 году и устроилась аналитиком.

Несколько раз у меня были структурные переходы между разными департаментами. Так мне удалось углубить знания в железнодорожной отрасли, освоить основы маркетинга, принципы тарифообразования, научиться работать с массивами данных – анализировать и интерпретировать их. Эти навыки стали надежной основой для перехода в IT.

Правило 2. Осваивай новое в свободное время

Когда рынок стремительно меняется и требуются новые компетенции, нужно успевать перестраиваться, не стоять в стороне. Во время декрета я занялась развитием бизнес-навыков и ИТ-экспертизы – читала литературу, изучала онлайн-ресурсы. Параллельно следила за тем, что происходит в компании. Как раз в это время ПГК запустила цифровую трансформацию. В общем, было понятно, куда двигаться: изучать тему создания и внедрения клиентских цифровых сервисов, новых продуктов, направленных на рост операционной эффективности.

Мне было интересно развиваться в части продуктовой и проектной деятельности, поэтому я начала углублять свои знания в этом направлении.

Правило 3. Заявляй о своих амбициях и переходи от теории к практике

Выйдя из декретного отпуска, я набралась смелости и заявила о желании создавать продукты, спустя время появилась возможность попробовать себя на роль продакт-менеджера в проект «Мобильный репортер». Это приложение, которое разработала команда ПГК, для осмотра вагонов перед погрузкой, оно помогает автоматизировать процессы приемки и забраковки вагонов, а также обеспечивать сохранность парка. На момент, когда я пришла в проект, это была только концепция и позже мы ее реализовали. В общем, тема была крайне интересная – и довольно близкая к моей основной специальности, ведь исправный парк – это основа логистики любого транспортного оператора.

Кандидатов в продакт-менеджеры было несколько – и всех нас оценивали сразу по трем критериям:

  • результаты текущей работы(экономический эффект от продуктов, их функциональность и приживаемость),
  • метод «360 градусов»(оценка со стороны руководителей, заказчиков, экспертов и команды)
  • саморазвитие (в соответствии с матрицей компетенций)

И вот тут сработали «декретные скиллы» – как раз по последнему пункту. Если бы не толково проведенный отпуск – думаю, шансов было бы намного меньше. А так в итоге я получила больше, чем ожидала: спустя 1,5 года меня назначили продакт-менеджером второго ИТ-проекта – «Оптимизатор» – связан с созданием цифровой системы планирования на основе математических алгоритмов.

Пришло время применить новые знания на практике. Опыт создания продукта внутри компании был новым не только для меня, но и для всей ПГК. Многое было впервые. Например, мы сформировали продуктовую команду, в которую вошли эксперты из разных структур: коммерсанты, движенцы, логисты, разработчики и т.д. Собрали воедино все наши знания, навыки и успешно запустили новый для отрасли продукт.

Правило 4. Развивайся поэтапно

Следующим пунктом моего личного плана развития стало усиление компетенций для роли product owner. Это потребовало еще глубже погрузиться в сам продукт, разобраться с каждым нюансом его работы, ведь владелец продукта отвечает за метрики, приживаемость, экономический эффект.

В итоге, с 1 сентября 2021 года я стала владельцем продукта «Оптимизатор». Теперь руковожу кросс-функциональной командой, в которой в зависимости от масштаба задач задействовано от 8 до 15 специалистов. Если надо – привлекаем экспертов профильных департаментов.

Позиция product owner требует дальнейшего развития. Когда у тебя в подчинении команда из самых разных специалистов – математиков и аналитиков, разработчиков и дизайнеров, тестировщиков и т.п. – ты обязана знать «матчасть» по каждому из этих направлений. Поэтому стоит регулярно мониторить как общедоступные, так и корпоративные образовательные онлайн-ресурсы. Например, в ПГК я прошла курс «Стандарт работы руководителя» и теперь применяю его инструменты в работе ежедневно – использую методики для эффективного выстраивания рабочего процесса.

Правило 5. Учись у коллег

Если вам нужно освоить новый навык, найдите эксперта по нужной теме в своей компании и попросите помочь. В ПГК много сильных экспертов и они готовы делиться знаниями.

Я задаю себе вопрос, чего мне не хватает, насколько срочно нужно этому обучиться, формирую список людей и ресурсов, которые помогут это освоить и действую. Например, нарастить компетенции в модераторстве встреч и публичных выступлениях мне помог менеджер по обучению и развитию персонала. За что ему большое спасибо. Коллеги вам не откажут, главное – не бойтесь спросить.

Станьте частью нашей команды. Актуальные вакансии на нашем сайте.

#карьера #hard skills #soft skills #product owner #продакт-менеджмент #карьера в it #карьерный рост #развитие навыков