Казалось бы, написать диалог между героями не так и сложно. Просто пиши так, как бы все это сказали реальные люди, и все. Не тут-то было.
Почему диалоги в книге никогда не будут полностью похожи на диалоги в реальной жизни?
Во-первых, как ни крути, но любой диалог, даже максимально приближенный к реальности, все равно будет приукрашен. Конечно, сегодня модно, не стесняясь, заставлять героев ругаться матом. Это дело вкуса, но считаю, что «грязи» в речи героев нужно избегать. Всегда можно найти хлесткое выражение, способное заменить матерщину. Конечно, если автор со своей книгой хочет всё-таки считаться писателем, а не королем графоманства.
Во-вторых, давайте вспомним, как мы разговариваем, например, с друзьями. Часто наша речь изобилует штампами, оговорками, неправильно употребленными словами, откровенными ошибками.
Например, мой друг Федя говорит:
- Слышь, я вчерась вернулся назад в три, а моя вся такая на нервах уже с десяти звОнит и звОнит.
Читать такое в книге как-то не хочется, сразу возникает ощущение, что герой - необразованный недоучка. Хотя в реальности Федя - нормальный парень, просто не фильтрует речь. Да и зачем, когда он с друзьями разговаривает?
В книге же мы займёмся украшательством и напишем что-то более удобоваримое:
- Слушай, я вчера вернулся только в три, но моя так нервничала, что уже с десяти весь телефон оборвала.
Согласитесь, это звучит лучше, но всё-таки отличается от речи Феди в жизни.
В-третьих, вспомните, чем мы обычно сопровождаем речь. Если мы задумались и подбираем нужное слово, то чаще всего начинаем «экать» и «мыкать». К тому же употребляем множество слов-паразитов: типа, короче, это самое и т.д.
Включать все это в речь героя нельзя, да и не нужно.
Как сделать диалог живым?
1. Стараемся сделать его максимально приближенным к речи реальных людей, но избегаем слов-паразитов, безграмотных оборотов и штампов.
2. Речь персонажей должна быть индивидуальна.
Не могут все герои говорить одинаково. Например, кто-то из них может через слово вставлять какое-нибудь излюбленное словечко, а-ля «ешкин кот», но если все они у вас вдруг говорят это слово-паразит, то о реалистичности можно забыть. Кто-то будет говорить заумно и высокопарно, а кто-то совсем просто. Главное, чтобы не было ощущения, что написанный вами диалог произнёс один человек. Если не получается придумать героям «фишки» их речи, то и не стоит. В конце концов, они все могут говорить простым языком без всяких личных «изюминок». Но это работает только в простых предложениях. Если вы пишите сложными оборотами и конструкциями, то должны понимать, что в реальной жизни все люди не могут разговаривать, как выпускники-краснодипломники Литинститута. Да и многие ли из них так говорят?
3. Диалог - это не только диалог.
Нужно помнить о том, что диалог - это не просто разговор двух людей и простое перебрасывание фразами. Диалог - это ещё и способ отразить эмоции героев. Достигается это репликами вне диалога.
Давайте посмотрим на диалог ниже.
- Вы снова опоздали, Мария!
- Извините. Больше этого не повториться.
- И какова же причина вашего опоздания на этот раз?
- У автобуса колесо спустило.
- Везёт же вам на приключения.
- Извините. Это в последний раз.
- Конечно, в последний. Потому что вы уволены.
Как видим, здесь нет ни одной реплики вне прямой речи. Об эмоциональном состоянии и настроении говорящих мы можем только догадываться.
Давайте добавим диалогу эмоций.
- Вы снова опоздали, Мария! - начальница смотрела на неё с насмешкой, непрестанно барабаня ручкой по краю стола.
- Извините, - робко ответила Мария, покраснев так, что алые пятна проступили даже на руках. - Больше этого не повториться.
- И какова же причина вашего опоздания на этот раз? - начальница с такой силой воткнула ручку в ластик, что тот разломился на несколько частей, а Мария дернулась.
- У автобуса колесо спустило, - она нервно сжимала подол короткой юбки.
- Везёт же вам на приключения, - начальница начала аккуратно собирать крошки от ластика в аккуратную кучку.
- Извините, - подол юбки от вспотевших рук Марии тоже стал слегка влажным и теперь выглядел так, будто его жевали. - Это в последний раз.
- Конечно, в последний, - начальница поднесла мусорную корзину к краю стола и одним движением стряхнула в неё остатки ластика. - Потому что вы уволены.
Диалог стал длиннее, зато теперь мы ясно видим, что Мария сильно смущена и волнуется так, что лицо ее пошло красными пятнами, а юбка, которую она нервно мяла, стала больше похожа на тряпку. Начальница же ее хоть и иронизирует, но не просто злиться, она в бешенстве. О чем свидетельствует и то, как она стучит ручкой по столу и как резко втыкает ее в несчастный ластик. А ее жест, когда она убирает остатки ластика со стола, становится символичным. От Марии она решает избавиться так же, как и от ластика.
Если у вас есть свои фишки, как сделать диалог в книге реалистичным, делитесь в комментариях.
Творческих вам успехов!
#писатели #писательское мастерство #как написать книгу #как писать книги #редактор #пишу книгу #начинающий писатель