Найти тему
От Байкала до Амура...

Как советское вещание на мир велось на 63-х языках

- Учился я в МГУ в 60- годы, - сообщает Вячеслав Майер, - где книгу надо было достать по блату, чтобы прочитать. За чтение антисоветских произведений выгоняли, наказывали. После «удавшегося» окончания вуза направляли, как преступника в ссылку - к чукчам, к казахам. Попробуй только откажись. Отберут диплом. В Москве, Ленинграде, Киеве продавались в киосках из-под полы журналы «Америка», «Англия», «Гутен Таг», иллюстрированные, с интересными статьями. Но на них ссылаться в публикациях было нельзя.

Политолог Александр Глебович Рар
Политолог Александр Глебович Рар

Редлихов в 1958-м году сменила чета Раров - Глеба Александровича и Софьи Васильевны. До этого имели опыт радиовещания на Сибирь из Токио. Они работали с 1958 по 1962-е годы. Г.А. Рар там же преподавал русский язык. (Ныне их сын Александр Рар - политический обозреватель). Последними, кто работал в Тайбэе, были Александр Александрович Перуанский (Воронин) и Олег Антонович Красовский.

Он был широко известным в России, как редактор и издатель журнала «Вече». Этот удивительный человек хорошо знал Сибирь, в 1938 году поселился на станции Яя, чтобы опекать находящегося в заключение отца. Там он и остался, а в 1939-м году стал заведующим школой в селении Камыши (бывшая территория Немецкого национального района с 1929 года, ликвидированного в 1938-м году).

Он рассказывал, что там его поразило «Необычное видение» - в селе не было совсем мужчин, только одни мрачные женщины с детьми. Всех мужчин арестовало НКВД, кого тут же (30 человек на месте) расстреляли, остальных направили в лагеря. О.А. Красовскому после войны удалось списаться с учениками и вплоть до смерти в 1994-м с ними регулярно переписываться на немецком языке.

Книга Глеба Рара
Книга Глеба Рара

Удивительно контактным человеком был Олег Антонович. В Японии он привлёк шоколадного короля Ф.Д. Морозова к финансированию передач русского радио. В Тайбэе подружился с руководителем научно-исследовательского института Китая Юрием Романовичем Лариковым.

Не без его участия ныне Тайвань располагает одной из самых боеспособных армий мира и производит свои собственные новейшие виды военной техники. Тогда же Нина Валерьевна, жена Ю.Р. Ларикова, совместно с бывшим царским офицером Куртом Элспером (умер в 1972-м году) открыли в Тайбэе первый русский ресторан «Астория».

И на далёком Тайване русские люди в эмиграции изучали природу, культуру народа, дома держали зверей и птиц, выращивали растения. Они ещё застали коренных жителей острова - каннибалов, беседовали с этими «улыбчивыми людьми». Китайская полиция вела строгий учёт всех, кто приезжал в их район... и уезжал. Аборигены так ловко занимались каннибализмом, так незаметно, что только учёт «приезда и отъезда» позволял выявить статистику «скушанных».

Олег Антонович Красовский
Олег Антонович Красовский

В начале 60-х годов Тайбэй был типичным китайским провинциальным городом, с башнями, остатками порушенных замков и церквей - отметинами голландского владычества 17 века. Основным видом транспорта были трёхколёсные велосипеды. Тогда в Тайбэе было 2,7 млн. жителей, 2 млн. автомашин, 7,6 млн. мотоциклов, уровень безработицы 1,7% - один из самых низких в Азии и самый высокий образовательный ценз в мире на 100 жителей приходилось 25 учащихся.

Просмотрел десятки сборников «Советский художник» - ни одной карикатуры на западные радиостанции. Советское вещание на мир велось на 69-ти языках, не слышал о том, чтобы слушателей глушили трещотками в их странах. Был полный запрет на карикатуры (сатиру) комсомола, на деятельность ВКП(б) - КПСС, чудом в годы войны выходила газетка «Фронтовой юмор». Никогда не встречал (только скрытно) юмор на стройки коммунизма с комсомольским «призывом-участием» - Беломорско-Балтийский канал, строительство городов Новокузнецка, Комсомольска на Амуре, освоение целинных земель, БАМа.

Поступил я в Иркутский техникум транспортного строительства в 1956 году. Мы, учась на отделении ПГС, изучали проектирование и расчёт мостовых ферм (деревянных и металлических). О мостах говорили без привязки - не показывали конструкции Иркутского железобетонного моста и еще не достроенного железнодорожного в Заярске через Ангару. Решил узнать, что об этом мосте писала газета «Ангаро-Ленская магистраль» - ни слова, хотя из окон редакции он был виден. Один из фактов советской зашоренности.

Спасибо, что дочитали)))

Ставьте лайки и пишите комментарии. Это важно!