Найти тему
Музграмота на досуге

Как попасть из любой тональности в любую через уменьшенный септаккорд: энгармоническая модуляция

Данный материал - не про зубрёжку, а про понимание и свободную ориентацию в этом вопросе.

1. Для начала находим нотку "до". Да-да, не удивляйтесь. Построим от нее вправо три этажика из малых терций. Получится: до, ми-бемоль, фа-диез ля

2. Берем нотку до-диез, что на полтона выше, чем наша самая первая нотка "до". Проделываем то же самое, что в пункте первом. Получится: до-диез, ми, соль, си-бемоль.

3. Берем нотку ре, ту, что на полтона выше до-диеза из пункта 2. И снова проделываем то же самое. Получится: ре, фа, соль-диез, си.

4. Как вы уже догадываетесь, берем ми-бемоль и все в этом духе...Какая нота сверху в аккорде? Правильно, до. Переносим ее на октаву вниз, и... О да, у нас уже такой аккорд был в пункте 1.

5. Если продолжить дальше аналогично, то уже узнаем аккорды-перевертыши.

Это уменьшенные септаккорды. Как мы догадываемся, их на клавиатуре всего три. Остальные - их обращения (перевертыши), и версии в разных октавах.

6. Берем абсолютно любую тональность наугад. Допустим, это будет соль-мажор. Как известно, основные функциональные аккорды в любой тональности, это: тоника, доминанта, субдоминанта ( т. е. трезвучия 1,4,5 ступеней). Для того, чтобы построить к ним уменьшенные вводные, нам нужны ступени на полтона ниже, соответственно: 7#, 3 (или 3# в миноре), 4#.

7. Мы видим, что все эти три уменьшенных вводных септаккорда разные по звуковому составу. Теперь возьмите сами любую тональность и проверьте. Там тоже получится три разных септаккорда. Из этого делается вывод: в любой тональности есть все три уменьшенных вводных септаккорда. Вот так математично и симметрично все на клавишах устроено.

8. Берем две далекие тональности, допустим, до мажор и фа#мажор. И любой из уменьшенных вводных септаккордов, например, на ноте до. Перед тем, как построить схему аккордов, нужно выяснить, "кем" он является тональности-исходнику (в данном случае, до-мажору), и тональности конечной (в данном случае, фа# мажору). В до мажоре - это вводный к 5 ступени, в фа#мажоре тоже, если его пару раз перевернуть.

9. Теперь выписываем аккордовую схему. Потоптались немного в исходной тональности, как принято в классической гармонии . Самый простой способ трезвучия 1,4,5,1 ступени. (До мажор, фа мажор, соль мажор, до мажор). Теперь, поскольку это вводный к 5 ступени, отклоняемся туда в соль мажор, выписываем тот самый вводный септаккорд, потом опять соль мажор, опять вводный, потом ищем 5 ступень уже конечной тональности, переворачиваем вводный, попадаем в до# мажор, что есть 5 ступень конечной тональности, и разрешаем его в конечную тональность фа# мажор, потоптавшись там немного, допустим, через кадансовый оборот.

10. По такой же схеме действуем везде. Может случиться, что общий уменьшенный септаккорд может в исходной тональности быть вводным к 1 ступени, а в конечной - к 4. Точно так же: отклоняемся, постепенно приходим в тонику, и закрепляемся.

11. Для выполнения задачи по гармонии такая схема сойдет. А для сочинения музыки, конечно, придется потрудиться, чтобы было органично и не коряво. И подойдет к единичным стилям, в основном на базе классической музыки, реже к джазу.

#теория музыки#гармония