Умер Мастер советского кино. До сих пор непонятно, как в условиях советской цензуры и присущей ей ханжеству он снимал не просто настоящее кино, а кино, за которое не было стыдно.
Он родился в семье офицера НКВД и служащей. До шести лет вместе с отцом и матерью жил в Северной Корее, где не просто познакомился с Ким Чен Иром, но и подрался с ним. Победил, кстати, будущий глава государства.
Свою творческую карьеру начинал в Ленинграде – играл в спектакле БДТ, занимался в театральной студии при дворце пионеров, работал на телевидении. В начале шестидесятых окончил ВГИК, а в 1969-м году снял первый фильм.
В его фильмах не было политики, там была настоящая жизнь современников, но не тех, кого рисовали на агитационных плакатах или показывали в репортажах на телевидении. Это были думающие, страдающие, ищущие ответы на свои вопросы люди.
«Сто дней после детства» и «Спасатель» рассказывали о внутреннем мире молодых людей. Тема молодёжи, кстати, в дальнейшем станет почти главной в его фильмах, потому что именно ей свойственно быть яркой, неординарной и по-настоящему влюблённой. Старшее поколение ведь так похоже на старика Козлодоева, о котором пел Бананан в «Ассе».
Отдельным особняком в творчестве Соловьёва стоит фильм «Избранные» – безжалостный рассказ о предательстве.
Начавшаяся по счастью перестройка позволила Соловьёву снять ставший впоследствии культовый фильм «Асса». Фильм стал приговором брежневской эпохе, породивший такие уродливые явления, как коррупция и кумовство. И опять главная тема в нём – молодёжь. Именно в нём впервые прозвучала песня Цоя «Мы ждем перемен».
Несколько лет назад депутат госдумы Евгений Фёдоров заявил, что Виктор Цой – агент ЦРУ. Журналисты НТВ попросили Сергея Соловьёва прокомментировать бред депутата. Он сказал им, что ЦРУ очень повезло с агентом, и добавил, что наше общество очень больно, если начинает верить в такой бред.
Он очень хотел снять фильм про Пушкина, и его друг Ричард Гир устроил ему встречу с ведущими продюсерами Голливуда. Они пришли к выводу, что эту роль, поскольку посчитали нашего поэта афроамериканцем, должен играть Майкл Джексон. Но по каким-то причинам проект не стал реальностью.
Сергей Соловьёв – один их немногих деятелей культуры, который под конец жизни не «испортил» биографии. Он всегда чурался власти и общения с ней, говорил то, что думает, но не лез на баррикады, предпочитая заниматься своим ремеслом – снимал фильмы, ставил спектакли, вёл передачи на телевидении, писал книги. Несколько лет назад на Московском кинофестивале ему совершенно справедливо вручили приз «за вклад в мировой кинематограф».