«Париж был подлинно пьян Бакстом»
Критик А. Левинсон
Коко Шанель стала свидетельницей удивительного процесса в парижской, а значит, во всей западной культуре: гламурный, элитарный, возвышенный русский балет пустил корни в музыку, живопись и моду. Мода и кино всегда чувствовали гипнотическое очарование балета: может, вы вспомните «Черного лебедя» и те платья Родарте, которые Натали Портман носила в фильме.
Балет до и после
Чтобы понять, почему Русские балетные сезоны вдохновили Коко Шанель, Ива Сен Лорана, Игоря Стравинского, Поля Пуаре и миллионы людей планеты, давайте вспомним развитие балетного искусства до XX века. Немножко совсем уделим этому времени.
Потому что балет изначально не был ни женственным, ни уж тем более воздушным. Это был исключительно мужской вид искусства, пока Людовик XIV не профессионализировал его в 1661 году с первой Королевской академией танца.
Женщины вошли на сцену только в – XVIII в. В то время танцоры балета одевались так же, как зрители: поднимались на каблук в очень сложных платьях, как у Марии-Антуанетты.
Но балетным танцовщикам нужна свобода движений. Многие культовые танцоры того времени, такие как Мари Салле, носили легкие муслиновые платья сверху.
Известна Мари Камарго и ее юбка длиной до щиколотки сокращаются, чтобы она могла видеть свою сложную работу ног, свое мастерство общения.
Платье становится менее перегруженным, и так же, как легкие платья преобладают в моде, на костюмы на сцене идут по тем же путям. Каблуки заменяют туфлями на плоской подошве в сочетании с чулками, как в современном балете. Именно здесь, в начале XIX века, была навязана первая идея пачки для Мари Тальони и балета Ла Сильфида в 1832 году.
Пабло Пена, эксперт-историк романтизма, рассказывает, что для премьеры Тальони и его хорошей подруги и швеи Эжен Лами «разработали балетную одежду белого цвета, шелковый лиф и юбку из тюля».
Лиф показывал плечи и раньше сопровождался маленькими крыльями. Пачку сделали из слоев муслина и марли. Как он в конечном итоге стал балетной формой?
Эпоха романтизма
Самые популярные персонажи романтического балета — слабые и впечатлительные молодые люди. Прототипом их является Жизель, девушка, которая страдает от сердечных мук, от вероломной любви, которой она поддается, прежде чем стать лесным духом.
Мягкие атласные тапочки, белый цвет и легкость тюля в пачке были тонкими элементами, которые еще больше подчеркивали модный канон: образ послушной и покорной женщины.
Балет стал продолжением французской идентичности, Париж стал столицей балета, мировой столицей сценических шоу, в дополнение к его главенствующей позиции в моде, литературе и искусстве.
Но чу! Что мы видим? В далекой Российской империи, где в приоритете всё западное и особенно французское, где цари плохо изъясняются на русском, вдруг воссиял Императорский балет. А мы с вами с детства хорошо знаем, что “окно в Европу” Петра I, а затем Екатерины Великой, способствовало галломании неимоверной.
Многие помнят со школы, что маленький Саша Пушкин в 7 лет прекрасно говорил и писал первые стихи по-французски, как и все дети дворянского сословия. Тем более его род был записан в Бархатную книгу (это же квинтэссенция самых родовитых русских аристократических фамилий!). И что с того?
А то, что изначально собственных “лекал” и техник русский балет не имел, танцовщиц обучали преимущественно французы. Самый известный у нас французский балетмейстер — Мариус Петипа — сделал русскую балетную школу престижной.
А в моде это проявилось так: пачка и фатин стали следующим синонимом традиционной женственности. Диоровский new look — это ведь балетный силуэт. Пачка, пышная юбка, узкая талия, изящные ножки, элегантность и воздушность.
Между 30-ми и 40-ми годами платья с ностальгическим и романтическим оттенком стали модными и вездесущими в кино.
Сергей Дягилев и русская балетная революция
До сих пор Русские балетные сезоны Сергея Дягилева считаются в западной культуре крупным феноменом.
Например, первая выставка Дианы Вриланд на MET Gala в Нью-Йорке посвящена русскому костюму. Пару лет спустя, в 1978 году, она сосредоточила тему великого показа мод на русских балетах. Они проникли в культовые биографии того времени — от Сесила Битона до биографии Коко Шанеля.
Прибытие Русских балетов в Париж в 1909 году произошло в благоприятный момент: Парижская всемирная выставка 1899 года наконец-то обратили Запад к искусству и культурам, в том числе и русской. В том же году состоялась премьера оперы “Борис Годунов”, которая стала увертюрой к тому, что русские балеты привезли позже. За этим стремлением воссоздать через костюмы на сцене Россию начала XVII в. и был гениальный антрепренер Сергей Дягилев (1872-1929).
Это была революционная концепция, примененная в балете: либретто, музыка, хореография, декорации, костюмы. Все было поставлено на один уровень и работало в унисон, чтобы создать полную работу. «Это должен был быть русский аристократ, который поднял стигму и открыл поле для самых высоких талантов".
Это новаторское видение балета, конечно, было воротами к сотрудничеству с модой и искусством, которые вошли в историю. Дягилев основал труппу «Русские балеты», в которой Михаил Фокин был хореографом, акробат Вацлав Нижинский — танцором. Лучшие художники Серебряного века были костюмерами — троица с Александром Бенуа, Львом Бакстом и Николаем Рерихом.
Последующие постановки были революционными: стиль Льва Бакста, самой рецензируемой персоны, разделил балет на до и после.
Пощёчина Прекрасной эпохе
Его поразительный способ проектирования положил конец Прекрасной эпохе с её мягкими и пудровыми цветами, чтобы устроить на сцене буйное буйство красок. Жаль, что тогда не было цветной фото- и видеосъёмки.
Выставки и премьера “Бориса Годунова” показали, насколько восприимчив Париж ко всему, что пришло из России, и Дягилев предоставил парижанам то, что они искали: особое и непреодолимое видение своей культуры. "Его работа заключалась в том, чтобы бессознательно навязать Россию [...] Если бы он импортировал балеты Императорского театра во Францию, как есть, он бы еще быстрее добился успеха [...] Но он сделал нечто лучшее; он изобрел Россию для Запада, и, естественно, Запад попал в ловушку", — прокомментировал Коко Шанель Полу Моранда в своих мемуарах.
Они словно жили в Древней Греции и создавали костюмы для балетов Narcisse (Нарцисс), L'après-midi d'un faune (Дремлющий фавн) или Daphnis et Chloé (Дафнис и Хлоя). Первые сюжеты вывели экзотику Востока на парижскую сцену, такую как Клеопатра, премьера которой состоялась в 1909 году, или «Шехерезада» год спустя.
Как объясняет Александр Васильев в книге «Красота в изгнании», Фокин был первым хореографом, который привнес на сцену элемент чистой ***суальности: «Бакста назвали эротоманом, а Дягилева — прирожденным бизнесменом. Это только принесло Шехерезаде известность, зрители требовали билеты. Все ожидали увидеть неописуемые оргии гарема на сцене».
С точки зрения костюмов Бакст внес свой вклад в создание образа для этой совершенно новой чувственности. Классическая балетная форма была заменена туниками, платьями на основе персидских мантий, тюрбанами и брюками-шароварами.
Русские балеты вызвали лихорадку востоковедства, которое предопределило направление в моде 1910-х: «Женщины высшего общества были живыми расписными картинами, одетыми как восточные рабыни, с золотыми браслетами на лодыжках и лентами на головах», — описал Сесил Битон. Хотя в своих мемуарах он пытается показать, что на него ни в коем случае не повлиял Лев Бакст или русский балет, это очевидная неправда :)
Поль Пуаре был дизайнером, который лучше всего знал, как коммерциализировать эту новую тенденцию. В 1911 году, через год после премьеры Scheherezade и 1001 ночи, Пуаре в наряде султана с женой Дениз в платье-абажур появлялись в ведущих изданиях, таких как Gazette du bon ton. Но самое примечательное в этой ассоциации в Поле Пуаре заключалось в том, что эта лихорадка восточной моды способствовала искоренению корсета и ставке на более свободный наряд для женщин... по крайней мере, в отношении туловища.
Соперничество Пуаре с Бакстом не подразумевало разъединения с русскими. А Ромен де Тиртофф уже более известным именем Эрте (его инициалы на французском языке) разработал пальто, платья и шляпы, представил пьесу Le Minaret, в которой одевал Мату Хари как одалиску.
Он закончил драку с Пуаре и хотел устроиться к Дягилеву, хотя в конце концов этого не сделал. Эрте станет одним из самых популярных модных иллюстраторов своего времени, в дополнение к своему влиянию на американское кино и его последующему сотрудничеству с Жозефиной Бейкер, но это уже другая история.
Помимо того, что дизайн Бакста послужил вдохновением, он также сделал скачок в моде в 1912 году. В сотрудничестве с дизайнером Жанной Пакен он представил платья Fantasy of Modern Dress, вдохновленные ключевыми постановками русских сезонов, такие как «Сон фавна» или «Шехерезада».
Коко Шанель: «Я не спасла балеты Дягилева от кораблекрушения. Я никогда не видела «Весну священную» до 1914 года. Серж рассказал мне об этом как о скандале и как о великом историческом моменте. Я хотела увидеть ее и предложить ей грант. Я не жалею о 300 000 франков, которые мне это стоило", — вспоминала он в El aire de Chanel.
После смерти Дягилева в 1929 году эскизы, подобные рисункам Делоне, продолжали использоваться на втором этапе Русских балетов под названием «Монте-Карло» (хореографы Георгий Баланчин и Барбара Каринска) которые позже будут иметь первостепенное значение в Нью-Йоркском городском балете.
Баланчин привез в США классику балета, такую как балет «Щелкунчик», и вместе с ним возникла необходимость в коропачке, более короткой и удобной для танцоров. В тесном сотрудничестве с Каринской он создал пачку «пылевое дыхание», также известную как Баланчин/Каринская.
В качестве анекдота она была заменой Коко Шанель в костюмах балета Сальвадора Дали «Вакханале»: премьера работы должна была состояться в Лондоне, но русские балеты Монте-Карло были вынуждены покинуть страну, когда Англия объявила войну Германии в сентябре 1939 года. Компания приземлилась в Нью-Йорке, оставив позади (в Париже) костюмы, которые Коко сделала для работы: Каринска отвечала за воссоздание 60 нарядов за неделю, начиная с копий эскизов Дали.
Особый случай Ива Сен-Лорана
Шанель была не единственным модельером, связанным с бумом русского балета.
Ив Сен Лоран разработал коллекцию Haute Couture Осень 1976 года под названием Opera — Ballets Russes: прямой намёк на красочную и поразительную палитру Бакста. Экзотические тюрбаны овеяли Париж богемным воздухом. Танцовщицы Эдгара Деги, женщины Доминика Энгра и одалиски Эжена Делакруа были тремя его живописными ссылками на показ-праздник шелка, бархата, кожи, шифона и золотого ламе: “Русские сезоны получили огромное признание в то время, когда мир осуждал богатство. И это было роскошно", — вспоминал дизайнер много лет спустя в 1992 году.
Поразительные насыщения и шокирующие сочетания цвета, которые стали бы неотъемлемыми для моды 80-х годов, вероятно, были одним из отпечатков, оставленных этой дисциплиной на Yves. Но на этом дело не остановилось. Благодаря ему в 1979 году Русские балеты монополизировали первую страницу New York Times: «Дягилев вдохновляет Ива Сен-Лорана».
Пикассо разработал декорации, костюмы и даже шторы. «После восточного влияния Бакста вы могли почувствовать изменения, задуманные рядом с войной, а также новый импульс, искру, с Le Tricorne и Parade [две работы, в которых участвовал Пикассо]. Моя коллекция основана на этом конкретном моменте, и я построил ее как балет. Я работал и в более мягкой форме кубизма, в его арлекинах, синем периоде, розовом периоде. [...] Я выражаю многое внутри себя через эту коллекцию. Я проецирую то, чем восхищаюсь живописью и литературой. Я освобождаюсь от Haute Couture", — объяснил в то время Лоран, отправной точкой которой была выставка с несколькими декорациями для балетов Дягилева.
Благодарим любимых читателей и подписчиков за то, что прочли этот пост. У нас на сайте всегда много интересной и актуальной информации о мире beauty&fashion!
А вообще у нас в блоге так круто, что не передать. Впрочем, судить вам. Вот ссылочки на последние статьи:)
Элегантной женщине мужчины прощают дряблое тело, морщины, вздорный нрав. Поэтому не стесняйтесь носить длинные перчатки
Кто регулярно купает волосы в масле, тот выглядит роскошно как эта девушка