Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Дело Парвуса

В связи с революцией 1917 года, а также нашим видео о Владимире Ильиче Ленине, нам часто пишут, что мы умалчиваем о зарубежном финансировании партии большевиков. Давайте же восполним этот пробел.

Для начала, давайте определимся, что политическая деятельность никогда не была бесплатной. Если человек занимается политикой, то только в греческих полисах и ранней Римской империи он еще мог параллельно возделывать свою землю, слишком мал был масштаб. К XX веку это было уже невозможно. Поэтому все партии в той или иной мере занимались поисками денег различными способами. И партия большевиков не была исключением.

Однако несколько наивно полагать, что все деньги шли из-за границы. Если партия популярна и имеет поддержку, то местный бизнес наверняка ей заинтересуется. И партия большевиков опять же не была исключением. Наиболее известным ее спонсором был русских текстильный промышленник, старообрядец Савва Морозов. Он много кого финансировал, не клал яйца в одну корзину, да и сама "тусовка" революционеров изначально не была жестко размежевана между собой. Морозов выделял деньги на газеты "Искра", "Борьба", "Новая жизнь", нелегально провозил на свою фабрику запрещённую литературу и типографские шрифты. Через него же познакомился с РСДРП еще один коммерсант, Николай Шмидт. Ему, кстати, за помощь социалисты отплатили жестко. После его смерти сёстры Шмит были лишены наследства путём фиктивных браков, наследство перешло в распоряжение «большевистского центра» РСДРП.

Однако, было и зарубежное финансирование. Большевики изначально были радикалами, поэтому и финансы партии представляли собой образчик черной бухгалтерии, воровства и манипуляций, на которые слетались охочие до наживы люди. Самым неординарным и деятельным из этих людей можно назвать Израиля Лазаревича Гельфанда, более известного как Александр Парвус.

Он родился в семье еврея-ремесленника под Минском, вырос в Одессе и смог уехать учиться Швейцарию. В Цюрихе он познакомился с группой "Освобождение труда", в которую входили Плеханов, Аксельрод и Вера Засулич, вступил там в Социал-демократическую партию и пошел по пути революционной публицистики, где и взял псевдоним Парвус.

Александр Парвус
Александр Парвус

Парвуса часто демонизируют, называют агентом немецкого Генштаба, идейным вдохновителем Троцкого и Ленина, приписывают ему авторство идеи "перманентной революции". Однако надо понимать контекст того времени, когда круг интеллектуалов был не так уж и широк, все всех знали и идеи там варились в общем котле. В квартире Парвуса в Мюнхене, в подпольной типографии начинали печатать "Искру", там собирались революционеры, его круг знакомств постоянно расширялся. В 1905 году с началом первой русской революции Парвус направляется в Россию. Вместе с Троцким он возглавляет петербургский Совет рабочих депутатов, арендует и раскручивает оппозиционные газеты.

Но все же сложно назвать Парвуса пламенным революционером, в нем было больше от одесского еврея. Троцкий назвал Парвуса «несомненно выдающейся марксистской фигурой» и в то же время отмечал: «В нем всегда было что-то сумасбродное и ненадежное». Прежде всего он был коммерсантом, которому было все равно, что и кому продавать. Когда, после революции 1905 года, в России его отловили и почти посадили, он бежал и вынырнул в Турции, где стал экономическим советником правительства младотурок и быстро сделал состояние на продаже им российского продовольствия и немецкого оружия.

Революцией он тоже торговал, иначе он не стал бы возиться со всеми этими газетами, кружками. В 1908 году разразился громкий скандал: Максим Горький обвинил Парвуса в растрате средств от немецкой постановки пьесы «На дне» — деньги должны были пойти в кассу партии большевиков. Узнав, что Парвус потратил 130 тысяч его кровных марок на путешествие в Италию с некой блондинкой, взбешенный Горький посоветовал немецким социалистам «хорошенько надрать уши» обманщику. Суд над Парвусом возглавили Бебель и Каутский; в итоге он был исключен из обеих партий, российской и германской. Симпатизировавший ему Карл Радек подытожил: «Этот страстный тип эпохи Ренессанса не мог вместиться в рамках спокойной германской социал-демократии... Ему нужно было или крупное дело, или новые ощущения».

-2

Однако его сеть контактов и русско-немецкое прошлое пришлись очень кстати, когда немецкий Генштаб осознал, что быстро и просто вывести Россию из войны не удается. В 1915 Парвус выехал в Берлин, где в марте представил в германский МИД записку на 20 страницах. С легкой руки ее первых публикаторов Земана и Шарлау она вошла в историю как «Меморандум Парвуса». Парвус отмечал, что помощь должна достаться прежде всего большевикам: только они способны поднять массы на революцию, хотя партия была, откровенно говоря, в глубоком подполье. Парвус хотел 5 миллионов марок, но дали меньше - немцы, понимая его натуру, деньги зажимали как могли, а он в дальнейшем старался раздуть смету до космических масштабов и бездушно тянул их из слабеющей империи.

Исследовательница русской революции Элизабет Хереш считает, что Парвус и его план сыграли ключевую роль в организации революции 1917 года, но есть и другие оценки. Учитывая вороватую и авантюристичную натуру Парвуса, возникает вопрос эффективности расходования средств. Есть мнение, что Парвус брал немецкие деньги и говорил, что они направляются в Россию на организацию демонстраций и стачек. Но поводов для демонстраций и стачек было и без него достаточно, а он, как человек в теме, знал или угадывал, когда они будут происходить, просто брал деньги заранее. Правда, скорее всего, где-то посредине между этими крайностями, потому что деньги все же поступали и данные об этом легли в основу уголовного дела против большевиков летом 1917 года.

Кстати, идею "пломбированного вагона" через немецкий МИД проталкивал тоже он. Он рассчитывал, что это окажется выгодной сделкой, но не учел, с кем имеет дело. После октябрьского переворота Ленин отказался с ним встречаться и запретил ему появляться в России. Ленин играл в свою игру. Он подписался вывести Россию из войны, но не спешил этого делать, рассчитывал на революцию в самой Германии, но как и Парвус - жестко просчитался. Он был не против потерять Финляндию и Польшу, но потерял Украину. Неорганизованные попытки красноармейских наступлений на немецкие позиции были отбиты и немцы принудили большевистское правительство к Бресткому миру.

Жизнь же Парвуса покатилась под откос. Он купил себе виллу в Швейцарии, но ее у него отобрали, и он переехал в Берлин, где написал книгу "В борьбе за правду", которая была мало кому интересна на фоне развала Германской империи. В конце жизни он пребывал в печальном расположении духа и, по воспоминаниям Радека, характеризовал себя как Мидаса наоборот: "... все, к чему я прикасаюсь, превращается в дерьмо".

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/

📚 Instagram: https://www.instagram.com/dostoevsky....

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 FB: https://www.facebook.com/dostoevsky.l...

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

#история #история россии #исторические факты #достоверно #революция #революция 1917 #революция 1917 года