Найти тему
Зачем я там была?

Роскошь и великолепие Юсуповского дворца на Мойке

Юсуповский дворец на Мойке в Санкт-Петербурге известен всем благодаря событию, произошедшему в его стенах в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года. Именно здесь, в полуподвальных апартаментах на жилой половине князя Феликса Юсупова, был убит Григорий Распутин

"В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад"(Ф. Юсупов. Князь Феликс Юсупов. Мемуары.) Фото автора
"В Петербурге мы жили на Мойке. Дом наш был особенно замечателен своими пропорциями. Прекрасный внутренний полукруглый двор с колоннадой переходил в сад"(Ф. Юсупов. Князь Феликс Юсупов. Мемуары.) Фото автора

Но не только этой мрачной историей примечателен дворец. Юсуповы были несметно богаты и их петербургский дом дает нам представление, как жила одна из самых блистательных семей Российской империи.

В начале 20 века Юсуповский дворец являлся эталоном аристократических интерьеров. Каждый из его 28 залов был оформлен в разных стилях. Здесь можно увидеть и античность, и готику, и барокко, и мавританские мотивы, и ампир.

Во времена Юсуповых дворец ломился от сокровищ. Князь Феликс Юсупов приводит одну наглядную историю:

Находясь в Париже, князь Николай был нередко зван на вечера в Трианон и Версаль. Людовик XVI и Мария Антуанетта были с ним в дружбе. От них получил он в дар сервиз из черного севрского фарфора в цветочек, шедевр королевских мастерских, поначалу заказанный для наследника.
Что сталось с сервизом, никто в семье не знал, но в 1912 году посетили меня два француза-искусствоведа, изучавших севрский фарфор. Пришлось мне заняться розысками прадедовского сервиза. Нашел я его в чулане. Более века пылился там подарок Людовика XVI

Молодой князь Юсупов сравнивал дворец на Мойке с музеем: «Дом был похож на музей, ходи и смотри до бесконечности», пишет он в своих мемуа­рах.

На столах, в шка­фах и горках красовались эмалированные золотые табакерки, усыпанные драгоценными камнями шкатулки, алмазные броши и ожерелья, аметистовые, топазовые, нефритовые в золотой оправе с бриллиантовой инкрустацией пепельницы и прочие ювелирные чудеса
Во дворце была собрана крупнейшая коллекция старинных музыкальных инструментов. В не­объятных подвалах находились погреба с лучшими европейскими и крымскими винами, кладовки, набитые фамильным серебром и сервизами, скульптуры и картины, не поместившиеся в дворцо­вых залах
Синяя гостиная сохранилась практически в неизменном виде. Фото автора
Синяя гостиная сохранилась практически в неизменном виде. Фото автора

Невозможно скрыть вздох восхищения при посещении парадных залов Юсуповского дворца. Интерьеры роскошны, но в то же время не кажутся перегруженными, чрезмерными.

Сложно представить, но то, что мы видим сейчас, это только часть того, чем "обладал" дворец в начале 20 века. Огромное количество картин, предметов мебели, ювелирных изделий, скульптур после революции были переданы в различные музейные организации, а сколько еще пропало без следа или было распродано на заграничных аукционах.

После национализации дворца он был несколько раз обыскан. Сюда прибыла целая бригада, которые сантиметр за сантиметром обследовали каждое помещение и обнаружили спрятанные в подвалах, в скрытых камерах в стенах, за потайными дверями настоящие сокровища.

"А в Берлине, в галерее Лемке, Советы организовали продажу произведений искусства. В иллюстрированном каталоге я узнал некоторые наши вещи. Обратился я к адвокату мэтру Вангеманну и просил его предупредить судебные власти и приостановить продажу до разбирательства дела в суде. Другие русские эмигранты, оказавшиеся в подобном положении, приехали также в Берлин и присоединились ко мне. Со мной случился буквально шок, когда увидал я мебель, картины и редкостные вещицы из матушкиной гостиной нашего дома в Санкт-Петербурге”, - писал в своих мемуарах Ф.Юсупов
Малая Ротонда или "Ротонда Кановы". Во времена Юсуповых в этом небольшом круглом зале были выставлены мраморные скульптуры итальянского мастера Антонио Кановы, который сейчас хранятся в Эрмитаже. Фото автора
Малая Ротонда или "Ротонда Кановы". Во времена Юсуповых в этом небольшом круглом зале были выставлены мраморные скульптуры итальянского мастера Антонио Кановы, который сейчас хранятся в Эрмитаже. Фото автора

Была во дворце и своя картинная галерея. Так, в зале Прециоза и в Музейном коридоре были представлены полотна Буше, Ватто, Рембрандта, Фрагонара, Тьеполо и других художников.

Сейчас в бильярдной (или Турецком кабинете) на стенах висят копии с парных портретов Рембрандта. Оригинальные полотна Юсуповы смогли вывести с собой в эмиграцию. В настоящее время они находятся в коллекции Вашингтонской национальной галереи.

Бильярдная. В центре зала - оригинальный бильярдный стол, изготовленный в конце 19 века. Фото автора
Бильярдная. В центре зала - оригинальный бильярдный стол, изготовленный в конце 19 века. Фото автора
“Из Петербурга удалось мне вывести двух Рембрандтов из шедевров нашей коллекции: «Мужчина в широкополой шляпе» и «Женщина с веером». Довез я их легко, сняв рамы и скатав в рулоны”, - вспоминал Ф. Юсупов

Во дворце имелся свой миниатюрный домашний театр. Был он оформлен в духе Людовика 15 - много позолоты, лепнины, бархата, росписей. Камерный зал уникален тем, что сохранился практически без изменений.

Во времена Юсуповых на подмостках театра выступали Александр Даргомыжский, Полина Виардо, Ференц Лист. А уже после революции на его сцену выходили поэты Сергей Есенин и Александр Блок, оперный певец Леонид Собинов.

Музыкальная гостиная. Именно здесь при Юсуповых выставлялись  скрипки из коллекции старинных музыкальных инструментов. В собрании Юсуповых были инструменты, созданные выдающимися мастерами - Гварнери,  Страдивари и других. Фото автора
Музыкальная гостиная. Именно здесь при Юсуповых выставлялись скрипки из коллекции старинных музыкальных инструментов. В собрании Юсуповых были инструменты, созданные выдающимися мастерами - Гварнери, Страдивари и других. Фото автора

Одно из самых удивительных помещений дворца - Мавританская гостиная Восточная стилистика в конце 19 века была в моде и подобные интерьеры можно было встретить во многих дворянских особняках. Однако мавританская комната в Юсуповском дворце по своей искусности выделяется из всех.

Мавританская гостиная. Мозаика - точная копия мозаичных стен  Альгамбры. Фото автора
Мавританская гостиная. Мозаика - точная копия мозаичных стен Альгамбры. Фото автора
Феликс Юсупов вспоминал: "Зала мне нравилась восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать. Когда отца не было, я устраивал тут живые картины. Созывал всех слуг-мусульман и сам наряжался султаном. Нацеплял матушкины украшенья, усаживался на диван и воображал, что я – сатрап, а вокруг – рабы… Однажды придумал я сцену наказания провинившегося невольника. Невольником назначил Али, нашего лакея-араба. Я велел ему пасть ниц и просить пощады. Только я замахнулся кинжалом, открылась дверь и вошел отец. Не оценив меня как постановщика, он рассвирепел. «Все вон отсюда!» – закричал он. И рабы с сатрапом бежали. С тех пор вход в мавританскую залу был мне воспрещен

После революции дворец был национализирован, в течение 6 лет в нем работал Музей дворянского быта, а с 1925 года разместился Дом культуры работников просвещения.

Дворец серьезно пострадал во время войны. Осенью 1941 года в него попало несколько бомб, парадные залы получили повреждения. Их восстановление началось уже в 1943 году, а в 1946 году последовала глобальная реставрация. После окончания войны Юсуповский дворец стал Центром творческого досуга интеллигенции.

Секретарская.  В середине 19 века это помещение носило название "Канцелярия Его Сиятельства", затем некоторое время оно выполняло роль княжеской спальни, а впоследствии - секретарской.  Потолок кажется деревянным, но на самом деле это гипс, расписанный под дерево. Фото автора
Секретарская. В середине 19 века это помещение носило название "Канцелярия Его Сиятельства", затем некоторое время оно выполняло роль княжеской спальни, а впоследствии - секретарской. Потолок кажется деревянным, но на самом деле это гипс, расписанный под дерево. Фото автора

В настоящее время дворец можно посетить как самостоятельно, так и с групповой экскурсией. Стоимость входного билета - от 800 до 1350 руб.

Буфетная князя: служила для Юсуповых семейной столовой. Ее стены декорированы натуральной кожей с тиснением и росписью масляными красками. Фото автора
Буфетная князя: служила для Юсуповых семейной столовой. Ее стены декорированы натуральной кожей с тиснением и росписью масляными красками. Фото автора

Спасибо за внимание!

Если Вам понравилась эта статья, ставьте лайк! Еще больше путешествий и историй в моем Инстаграм

#петербург #дворцы петербурга #юсуповский дворец #путешествия по россии #достопримечательности санкт-петербурга #спб #дворцы и особняки санкт-петербурга #исторические места