Найти тему
Изнанка

Дело «Исландской шестерки»: наказание без преступления

Уровень преступности в Исландии очень низкий. Даже в наши дни, с 2000 года до настоящего момента, совершено порядка 30 убийств, а в 1970-е могло за год не случиться ни одного. Основный вид правонарушений — это похищения транспорта, но и те сложно назвать кражами: увезти автомобиль с острова нельзя, прятать фактически негде.

Общее спокойное течение жизни в стране нарушила волна хиппи-культуры, докатившаяся до Исландии к 70-м. Здесь подняло голову первое поколение «молодых и дерзких», бунтующих и утверждающих себя. Именно к такому поколению и принадлежал 18-летний Гунмундур Эйнарссон, разнорабочий из Рейкъявика.

27 января 1974 года Гунмундур отправился на вечеринку к одному из своих друзей, а потом компания поехала в небольшой городок Хафнарфьордур в 10 километрах от столицы. Там был клуб, где друзья решили продолжить веселье — уже с выпивкой и наркотиками. В итоге Эйнарссон своих друзей потерял, а когда они хватились его, выяснилось, что Гунмундур отправился домой в компании какого-то молодого человека. До Рейкъявика он так и не добрался.

Полиция в Исландии работает в «расслабленном» режиме, а вот служба поиска пропавших людей поставлена хорошо. В стране существует особая Ассоциация поиска и спасения, в которой состоят тысячи волонтеров. Спасательные команды укомплектованы специальной техникой. О качестве работы говорит и то, что исландские специалисты участвуют в крупных международных операциях. Для потерявшихся туристов созданы временные убежища, все моряки Исландии проходят обучение на курсах спасателей, в случае необходимости отрядам предоставляется авиатехника. В общем, есть все необходимое для поиска людей на суше, море и в воздухе.

Так что поиски Гунмундура Эйнарссона были организованы со всей тщательностью — местность прочесывали 200 добровольцев. Полиция выяснила: он и его приятель не смогли поймать машину, так как были явно пьяны, и никто не захотел с ними связываться. Дорога к Рейкъявику лежала через лавовые поля, оставшиеся после извержения вулканов. Ночью, да еще зимой, они представляют огромную опасность: щели и пустоты в лаве, занесенные снегом, превращаются в ловушки.

Поисковые группы проверили все возможные маршруты, по которым мог пойти Эйнарссон, но не нашли ни следов, ни тела. В итоге его признали пропавшим — нередкая для Исландии ситуация, учитывая климат и особенности ландшафта страны. История незадачливого юноши так и осталась бы одной из историй о пропавшем без вести, если бы не еще один случай уже в ноябре того же 1974 года.

В 1975 году внимание исландской полиции привлекли двое молодых людей: 20-летняя Эрла Болладоттир и ее бойфренд Сайвар Цисельский. Полиция знала, что Сайвар замешан в разных махинациях, в том числе с наркотиками. А вот вместе с Эрлой он провернул дело посерьезнее: с помощью подложных почтовых переводов и фальшивых документов молодые люди смогли получить около миллиона крон — по тогдашнему курсу порядка 10 тысяч долларов США. Некоторое время спустя Сайвара арестовали, а вслед за ним в полицию доставили и Эрлу. К тому моменту она так устала от переживаний о совершенном преступлении, что решила рассказать все.

В ходе одного из допросов полицейский показал девушке фотографию Гудмундура Эйнарссона и спросил, не знает ли она его. Эрла действительно видела его на вечеринке у одноклассницы. Следователь допрашивал девушку еще несколько часов, и в итоге Эрла рассказала странную историю. В день исчезновения Гудмундура она пришла домой, долго не могла заснуть, посреди ночи проснулась и услышала мужские голоса. Ей вспоминалось, что на улице разговаривали Сайвар и его приятели Кристиан Видарссон и Трюгве Лейфссон. А на следующий день она якобы видела, как они несли нечто длинное, спрятанное в мешок. Картина убийства и сокрытия тела вырисовывалась ясно.

Эрла надеялась вернуться домой: там ее ждала новорожденная дочь. Вместо этого полиция допрашивала ее еще 9 дней. Под конец девушка совершенно перестала отличать вымысел от реальности.

Помимо Эрлы и Сайвара, были арестованы еще четверо. Что интересно, все они дали в той или иной степени признательные показания, хотя основную историю составила полиция. Четверо из «Исландской шестерки» еще живы, и сейчас они сами не могут объяснить, почему подтвердили версию. Хотя подтверждение тоже было шаткое: во время допросов Эрла, например, успела и признаться в том, что сама убила Гудмундура, и обвинить в этом своего сводного брата.

Фактически полиция оказалась в парадоксальной ситуации: тел нет, доказательств того, что люди убиты, тоже нет. А противоречивые признания и полупризнания, вроде бы как, есть. Можно ли было из этого «собрать» обвинение?

В итоге одного из подозреваемых, который якобы лишь помогал вывезти тела, приговорили к 15 месяцам заключения, Эрлу к 3 годам, Сайвару Цисельскому и Кристиану Видарссону присудили пожизненное заключение. Остальным сроки были меньше. В 1980 году дело рассмотрел Верховный суд Исландии и сократил сроки, зачтя предварительное заключение с большим коэффициентом. Дольше всех в тюрьме пробыл Цисельский — 8 лет. 

Несколько лет Цисельский пытался восстановить справедливость и заставить пересмотреть приговор. Все попытки были тщетны. Спустя долгое время дочь еще одного члена «шестерки» нашла дневник отца, который он вел в тюрьме, и настояла на том, чтобы дело было рассмотрено еще раз.

Следственная комиссия пришла к обескураживающему выводу: никаких доказательств виновности людей, которые уже отбыли сроки, найдено не было. В 2017 году все осужденные были признаны жертвами судебной ошибки.

То, что они дали показания, объяснили так. Все шестеро страдали от так называемого синдрома недоверия памяти. Это расстройство, при котором человек настолько себе не доверяет, что начинает создавать новые воспоминания.

Понравился материал? Читайте о первой женщине-герое России , а также статью о чудесном воссоединении семьи после крушения Титаника . Множество уникальных материалов на нашем Дзен-канале.

Изнанка