В 2012 исполняется 30 лет "Чужой земле", седьмому студийному альбому группы Nautilus Pompilius.
Альбом отражает довольно специфический, но при этом яркий и содержательный, период этой свердловско-петербургской рок-группы, и является, на мой взгляд, одним из лучших в ее дискографии.
В этом обзоре будут освещены предыстория и история записи альбома, его коллективная составляющая, сделан разбор треков и дана субъективная оценка его месту в дискографии группы.
Обзор посвящается 30-летию записи и выхода альбома, 40-летию основания группы, а также 15-летию ухода от нас поэта Ильи Кормильцева.
В 1990-е годы #Nautilus pompilius вступила в радикально обновленном составе. Дмитрий Умецкий, сооснователь и басист группы, автор и соавтор целого ряда нетленных композиций, после записи альбома "Человек без имени" во второй и последний раз покинул группу. К фронтмену #Вячеславу Бутусову, гитаристу Александру Беляеву и ударнику Игорю Джавад-Заде присоединился басист Игорь "Гога" Копылов (ранее - Петля Нестерова).
Альбому "Человек без имени" (1989) ранее был посвящен обзор "Пытка взросления".
Так в группе, кроме самого Вячеслава Геннадиевича, не осталось ни одного музыканта, пришедшего бы в группу в 1980-х.
Игорь Джавад-Заде: "Первоначально планировалось, что Гога на данном этапе поможет группе собрать "скелет" песен. Но в очередной раз оказалось, что все временное является постоянным. Мы в Гогу сразу влюбились - он приходил на репетиции с бенгальским огнем в глазах и виртуозно играл слэпом на безладовом басу".
Игорь Копылов: "Мне тогдашний "Наутилус" дико не нравился. В первую очередь - из-за допотопного звучания клавиш. В "Петле Нестерова" мы минимальным составом из трех человек уже давно перестроились на гитарную музыку и ничего другого просто слушать не хотели. Уж очень сильно достала массовая депешмодовщина вокруг. Еще я недолюбливал переизбыток тарелок - хотелось побольше "мяса" и драйва".
Вячеслав Бутусов: "Я уже давно хотел внести в саунд группы новые краски. В начале восьмидесятых для меня толчком послужила "новая волна" - как форма. Теперь меня больше привлекают монстры - "Роллинг Стоунз", Игги Поп, Лу Рид".
Все это не могло не отразиться на звучании группы: в отличие от new wave записей 1980-х, единственный, и весьма спорный альбом этого состава, "Наугад" (сокращенная, виниловая версия вышла под названием "Родившийся в эту ночь"), был воспринят публикой и критикой весьма неоднозначно, а соответствующий период группы кратко и честно определен Бутусовым как "подготовительно-переходный".
Таким образом, можно сказать, что радикальная смена звучания произошла как по внешним, объективным и естественно-историческим причинам (эпоха #new wave в не-тяжелой музыке ушла), так и по причинам субъективным (в составе не было ни клавишника, ни Алексея Могилевского, игравшего на духовых инструментах).
В 1990 состав группы дополнился вторым гитаристом Егором Белкиным, а в начале 1991 этот состав покинул ударник (Игорь Джавад-Заде перешел в группу Игоря Талькова, а затем играл с целым рядом артистов). На его место вернулся музыкант классического состава Альберт Потапкин. Эти перемены ознаменовали собой не только выравнивание баланса между музыкантами по их стажу в группе, но и предвещали изменения звучания и частичное возвращение "того самого Наутилуса".
Нужно отметить, что demo трех песен — "Эти реки", "Монгольская степь" и "Прогулки по воде" — впервые были записаны в 1990, еще в процессе работы над альбомом "Наугад", но в него не вошли. Таким образом, это наиболее хронологически старые песни с "Чужой земли".
6 апреля 1991 Nautilus Pompilius приняла участие в благотворительном фестивале "Рок против террора", который проходил в московском Дворце спорта "Крылья Советов".
Nautilus Pompilius сыграли "Монгольскую степь", "Новые легионы", "Эти реки", "Князь тишины" и "Бриллиантовые дороги". Как видно, уже тогда в репертуаре группы появились песни с будущего альбома.
Также Вячеслав Бутусов дал телеинтервью. "Мы - злоумышленники по духу, - сказал он, - и для проведения общей политики нужно действовать совместно, чтобы не скиснуть. И чтобы всех поодиночке не придушили".
Летом 1991 года группа отыграла в Ленинграде концерт, приуроченный к выходу пластинки "Родившийся в эту ночь", а затем отказалась от дальнейших выступлений, сосредоточив свои силы на разработку новой программы.
Еще до записи окончательной версии альбома, в студии на Фонтанке была сделана demo запись, которая впоследствии была утеряна, и которая, по мнению группы, звучала очень сильно.
Вообще, репетиции и подготовка к записи сопровождались как частой сменой репетиционных точек, так и налаживанием взаимопонимания между музыкантами. Так как Nautilus Pompilius теперь переориентировались на гитарное звучание, особую роль играли взаимоотношения гитаристов группы.
Олег Сакмаров: "Дело в том, что Белкин по своей натуре - упертый рок-н-ролльщик, воспитанный на группах типа "Led Zeppelin", а Беляев внимательно следил за тем, что происходит в современном музыкальном мире, и старался играть конструктивную гитарную музыку конца восьмидесятых.
Их совместные "поиски истины" нередко сопровождались дикими криками, но именно подобные надрывы в итоге стали давать ощутимые результаты".
Игорь Копылов: "Наконец-то нам удалось разложить партии всех трех гитар по своим местам, благодаря чему в музыке резко поубавилось "смурятины", так сильно переполнявшей "Наугад"".
Окончательный вариант альбома "Чужая земля" был записан на студии "Видеофильм" в мрачное время фактического разрушения Советского Союза, с декабря 1991 до начала февраля 1992. Звукорежиссером записи, как и прежде, выступил Александр "Полковник" Гноевых.
Одновременно с "Чужой землей", в декабре 1991, на этой же студии был записан альбом ДДТ "Пластун", о котором упоминалось в обзоре "Еще три юбилея".
Одна из важных особенностей звучания "Чужой земли" заключается в попытке группы частично вернуться к клавишному звуку. Интересно, что в отсутствие Алексея Могилевского клавишные партии сыграл Альберт Потапкин. На синтезаторе, по случаю одолженном у Андрея Муратова (клавишника ДДТ), Потапкин набросал эскизы фортепианных проигрышей в песнях "Прогулки по воде", "Иван Человеков" и "Чужая земля" и записал их для альбома, наложив партию клавиш в конце, уже на конечный микс. Это были первые музыкальные эксперименты Альберт Потапкина не в качестве ударника.
Кстати, это не первое "студийное пересечение" двух групп: двумя годами ранее ударник ДДТ Игорь Доценко записал часть партий для альбома "Человек без имени".
Дополнительные краски в звучание пластинки привнесла игра прекрасного музыканта Олега Сакмарова. В песнях "Эти реки" и "Прогулки по воде" он сыграл на флейте, а в песнях "Монгольская степь", "Летучая мышь", и той же "Прогулки по воде" - на гобое. Сотрудничество группы с этим музыкантом носило эпизодический характер и продолжалось с 1990 по 1995.
Как уже упоминалось в видео-обзоре "Любовь, дорога, рок-н-ролл", для альбомов не-тяжелого рока первой половины 1990-х характерно выраженное влияние #grunge. Можно не только сказать, что для альбома "Чужая земля" это влияние проявилось в полной мере, но и прийти к выводу, что Nautilus Pompilius стали первопроходцами русскоязычного grunge. Вообще, "Чужая земля" - это тот альбом, ни до, ни после которого, эта группа не играла жесткую гитарную музыку так ярко и убедительно.
Интересный факт: на итоговое звучание альбома повлияло досадное происшествие, связанное с ударной установкой Альберта Потапкина. Дело в том, что после концертов в Новосибирске, сотрудники "Аэрофлота" по ошибке погрузили часть багажа ленинградского рейса в самолет, которые улетел в Ташкент, среди которых оказались вещи, принадлежавшие Потапкину. Через несколько месяцев они нашлись, но в Москву Альберт Потапкин приехал без своих инструментов, и весь альбом играл на электронных плашках "Simmons", стоявших в студии "Видеофильма".
Альберт Потапкин: "Первые две недели мы с Полковником только тем и занимались, что отстраивали барабаны. Я больше мучился, чем играл, и к концу работы из меня уже были выжаты все соки.
На предварительной записи на Фонтанке мы использовали живые барабаны, которые сохраняли эмоции, настроение и драйв. Звук электронных барабанов убил все".
Что же касается авторства композиций, то вся музыка к песням написана Вячеславом Бутусовым, а тексты - бессменным поэтом группы Ильей Кормильцевым (но написаны ранее, до записи альбома, т.к. в период 1989 - 1993) поэт находился вне плотного общения с группой. Исключение составляют песни "Чистый бес" и "На берегу безымянной реки", написанные Бутусовым единолично.
Оригинальный трек-лист альбома включает 10 песен (по 5 на каждой стороне винилового или кассетного издания).
Википедия сообщает нам, что "полный вариант альбома состоит из 14 песен, но в этом виде он издавался только на аудиокассетах", и что эти песни - "Музыка на песке", "Как падший ангел", "Черные птицы" и "Тихие игры".
Однако, как видно из приведенной выше обложки кассетного издания, а также после изучения размещенных в Интернете его оцифровок, продолжительность которых составляет все те же 44 минуты, которые длятся 10 песен, становится ясно, с учетом названий этих песен, что эти "бонусы", скорее всего, являются одними из записей, сделанных ранее, еще для альбома "Наугад".
Вполне возможно, что часовые пиратские кассеты и содержали какие-то бонусы, однако неавторизованные версии релизов и прочие пиратские артефакты, РОКЛЯ, как правило, не анализирует.
1. Монгольская степь
Альбом открывает песня с неспешным, стилизованным на восточный лад мотивом, который быстро сменяется эффективным гранжевым риффингом в куплетах и динамичными припевами.
Мне всегда казалось, что текст песни к Монголии отношения не имеет, что в нем отражена как раз наша реальность:
"Старые церкви, непролазная грязь
Красный колпак и африканский джаз..."
2. Эти реки
Агрессивная гранжевая композиция с мощным гитарным напором, свидетельство уходящей эпохи "антикоммунистически-социальных текстов".
3. Иван Человеков
Явно недооцененная, очень атмосферная песня с прекрасным философским текстом:
"Иван Человеков возвращался домой
На площадке, где мусоропровод
Он увидел, как из люка таращилась смерть
И он понял: завтра умрет..."
4. Чистый бес
Очень сильная, мощная и мрачная, гранжевая песня с суицидально-меланхоличным, надрывным текстом, в котором неявно, в духе Густава Майринка, повествуется о некоей странной, темной инициации:
"В распахнутых окнах под ветром
Метались ночные жуки
И тяжесть их кованных крыльев
Тянула меня за собой..."
На песню существует любительский клип.
Мне встречался филологический разбор текста этой песни.
5. Чужая земля
Первую сторону пластинки достойно венчает яркая, динамичная гранжевая песня с маршевым качающим ритмом:
"Когда я проснусь, снова буду один
Под серым небом провинций..."
Насколько я помню, среди политизированной публики начала 1990-х песня воспринималась как посвящение выводу советских войск из Афганистана:
"Прощай, Чужая земля!
Но нам здесь больше нельзя..."
6. Прогулки по воде
Песня из разряда "все гениальное просто": несложные акустические гитарные ходовки в тональности ля-минор, атмосферная флейта, околобиблейский текст Ильи Кормильецва (однозначно, одна из творческих вершин поэта), чувственный вокал фронтмена - и получился всенародно любимый хит, и чуть ли не самая известная песня группы (из наследия 1990-х - уж точно самая популярная).
На песню был снят прекрасный постановочный клип с массой ярких, афористичных образов.
7. Бесы
Довольно минорная и жесткая гранжевая песня с относительно минималистичной аранжировкой. Еще интереснее поэзия, скользящая между темами монашеского искушения и алхимического таинства. Наверное, самая нехарактерная песня альбома.
8. Морской змей
Еще одна, довольно минималистичная песня, с исключительно образной поэзией. Это еще одно достижение Илья Кормильцева на крайне оригинальную тему-фантазию реинкарнации в морского змея:
"Рассекающий воду резиновым телом
Один на Земле, так я буду жить вечно один..."
9. На берегу безымянной реки
Вячеслав Бутусов сыграл эту песню музыкантам на репетиции, добавив, что "В идеале она должна быть тропической. Теплой". Музыканты заиграли, из-под пальцев тут же выскочила популярная в те годы ламбада, Егор Белкин сочинил искрометное гитарное соло, и получилась симпатичная танцевальная песня в лучших традициях русскоязычного рока.
На песню был снят прекрасный постановочный клип.
10. Летучая мышь
Одна из лучших, и недооцененных песен альбома. Эта вещь получилась очень чувственной и тонкой, с ненавязчивой мелодией, скрытым напряжением, и крылатыми размышлениями о любви и смерти:
"Но если ты опоздаешь хотя бы на миг
Стекла треснут как лед и на пол упадет
Снежно-белый старик..."
Отличный выбор для завершения пластинки и его более лиричной, второй стороны.
Интересный факт: в качестве рабочего варианта названия альбома рассматривался "Бесы", однако Вячеслав Бутусов решил назвать альбом "Чужая земля".
Мои фавориты альбома: "Чистый бес", "Чужая земля", "Морской змей", "Летучая мышь".
Макет обложки подготовил известный свердловский художник Александр Коротич, он же - автор известного альбома "15" свердловской группы Урфин Джюс. Оформление явно интригует, тяготеет к минимализму и анонимности, что сделало "Чужую землю" как бы самым таинственным альбомом группы. Ни на одном из оригинальных изданий не были указаны фамилии музыкантов, композиторов и основная масса прочих выходных данных. Более того, изображения, иллюстрирующие песни альбома, служили поводом для вовсе не беспочвенных домыслов о том, что в них скрываются различные варианты изображения вагины.
Отдав макет обложки и оригинал альбома издающей фирме Русский диск, Nautilus Pompilius сразу отправились в тур. Так, в середине февраля группа дала три концерта в Свердловске.
По недоброй традиции, выпускающий пластинку лейбл сорвал сроки выхода альбома, и группа на концертах была вынуждена объявлять о его только планирующемся, в скором времени, выпуске.
Вячеслав Бутусов: "По возможности мы отдавали новый материал на радио, а приезжая на концерты, глупо улыбались, сообщая при этом, что у нас новая программа".
Из выступлений того времени также можно выделить концерт памяти Виктора Цоя, состоявшийся 20 июня в Лужниках. Nautilus Pompilius выступали на закате, и в их короткую программу вошли акустические версии песен "На берегу безымянной реки", "Прогулки по воде", а также редко исполняемая "Все кто нес" (песня была написана еще в 1985, и не вошла ни в один студийный альбом).
Наконец, альбом вышел на виниле и аудиокассетах, и осенью Nautilus Pompilius презентовали альбом на выступлениях в БКЗ Октябрьский в Санкт-Петербурге, и на московских концертах.
Стоит сказать, что пластика была благосклонно принята и публикой, и критикой. Все почувствовали, что новый формат Nautilus Pompilius сложился, музыканты сыгрались и записали такую пластинку, какую действительно давно хотели записать.
Вячеслав Бутусов: "Такая пластинка вряд ли могла появиться пять лет тому назад. Все-таки раньше у нас были немного другие музыкальные наклонности и немного другой подход к аранжировкам.
Для нашего собственного развития нам надо было в течение двух последних лет немного пошуметь, поэтому этот крен носил чисто экспериментальный характер.
Было бы неплохо иногда впадать в такие крайности - для того, чтобы до конца пройти все стадии подготовительно-переходного периода. Я считаю, что самое главное у нас впереди".
Я хорошо помню период 1992 - 1993, когда песни "Прогулки по воде" и "На берегу безымянной реки" действительно быстро и надолго стали всенародно любимыми хитами наряду, скажем, с рок-н-ролльным твистом "Что такое осень" от ДДТ.
Александер Шаталин, Вконтакте: "Самый надрывной альбом. Все песни подобраны просто отлично, альбом получился очень лаконичным и законченным. И с вокалом всё просто замечательно! Это самый рОковый альбом НАУ и в тоже время очень такой... как бы хрустальный! А песня "Чистый бес" просто завораживает и не хуже чем "Прогулки по воде". Одна строчка : "И как в шёлк обернул меня в трепет" чего стоит.
Очень яркие образы в текстах. Даже если что-то не понятно в тексте песни, то просто можно воспринимать ее на эмоциональном уровне... прочувствовать, погрузится в нее (это я в частности говорю о "Чистом бесе", "Морском змее" и "Летучей мыши").
Этот альбом знаковый для НАУ, не меньше чем "Группа крови" для КИНО или "Nevermind" для NIRVAN'ы".
В 1993 "Чужая земля" была впервые издана Jaff Records на CD, а в 1997 DANA Music переиздала альбом с новой обложкой. Лично мне нравятся оба варианта обложки альбома: между ними есть связь, обе оперируют одним и тем же набором минималистично-авангардистского образного инструментария, и отражают "мистическое" настроение альбома, обе интересно рассматривать.
Возвращаясь в 1993, можно отметить, что в этом году отношения в коллективе ухудшились, и после проведения юбилейных выступлений, посвященных 10-летию группы, в ее составе остались только Вячеслав Бутусов, Игорь Копылов и Альберт Потапкин. Покинул группу и Игорь Воеводин - директор, с которым у группы сложились наиболее теплые взаимоотношения.
Зато, к активному сотрудничеству с Nautilus Pompilius вернулся поэт Илья Кормильцев, взявший на себя функции продюсера группы. Вся эта компания отправилась в Свердловск, где у группы и началась эпоха "Титаника"...
Довольно интересные интерпретации двух песен с "Чужой земли" можно встретить на концертном альбоме "Акустика" (1996).
В 2002, когда группы Nautilus Pompilius уже давно не существовало, Hunter Music вновь переиздала "Чужую землю" (со вторым вариантом обложки).
Ну а в виниловой коллекции автора "Чужая земля" с автографом маэстро занимает свое почетное место, о чем уже упоминалось в видео-обзоре "Виниловый пантеон"...
Как представляется спустя 30 лет после выхода "Чужой земли", успех этой замечательной пластинки обусловлен спонтанной гармонией между жесткими гитарными построениями и мелодической утонченностью акустических, клавишных и духовых инструментов, создающих готическую атмосферность и фирменное для группы минорное настроение, особыми поэтическими подходами. Все это быстро нашло отклик у самых широких кругов слушателей и обеспечило пластинке почетное место в дискографии группы Nautilus Pompilius.
В тексте обзора использованы материалы сети Интернет, и цитаты из книги Л. Порохни и А. Кушнира "Nautilus Pompilius". Ранее о рок-литературе говорилось в обзоре "Что почитать".