К сожалению, взрыв самодельной бомбы в Серпуховской православной гимназии имени преподобного Варлаама Серпуховского, которая находится на территории Введенского Владычного женского монастыря, может стать не последней трагедией в новейшей истории православных гимназий Русской Православной Церкви. Расслоение нашего общества продолжается семимильными шагами. Между воспитанием, уровнем жизни и тем, чего бы хотелось молодежи, и тем что показывают их кумиры в интернете – уже давно даже не пропасть... И главное, наверное, это охлаждение в любви как со стороны педагогов и директоров православных гимназий, так и со стороны духовников и социальных работников. Вот интересная точка зрения иерея Евгения Агеева по этой проблеме:
«К сожалению, то, что произошло сегодня в Серпухове, может произойти и в любой из наших православных гимназий. К сожалению, во многом это мертворожденные учреждения. Педагоги и духовенство немолодого возраста реализуют через них свои собственные представления о том, какими должны быть дети и подростки. Отсюда стандарты одежды позапрошлого века <...> и главное – страшное психологическое давление на учеников. Огромный разрыв между тем, что транслируется в гимназиях, и тем, как на самом деле живут дети и подростки в семьях.
Постоянная ложь и раздвоенность – какими нужно быть перед учителями и священниками. Я принципиально не работаю в местной православной гимназии – я не согласен с их стилем воспитания. Я неоднократно предупреждал, что у них возможен "прорыв" в той или иной форме. От таких взрывов, как в Серпухове, Бог пока милует.
Да, для малышей в таких гимназиях атмосфера часто очень дружественная, семейная, комфортная, можно сказать "сюсюкающая". Но дальше – подростков снова воспитывают учительницы, да при этом еще "православные" и свою "православность" ставящие на высокий свещник, чтобы светила всем окружающим. И со средней школы начинается жесткий прессинг – не будьте такими какие вы есть, а будьте такими, как надо нам. Общие молебны, организованные исповедь и причастие, контроль причесок и одежды, и т.д. и т.п.
Во время карантина попробовали сказать – приходите на исповедь и причастие "кто хочет". Из начальной школы пришло 20%, из старшей – ни одного. 4/5 даже малышей и их родителей сами не хотят ходить в храм.
И снова повторю то, что обще для всех наших школ – дети и подростки не видят будущего. И в обычных, и в православных школах мы даем им одну историю. Бесконечные князья, преподобные, герои войн...»
Безусловно, мы должны прививать детям любовь как к отечественной истории в частности, так и к мировой истории – в целом, а также дать понимание снов православной культуры. Потому как если детям не помочь понять отечественную историю, полную великими и трагическими событиями, то какое у них будет будущее? Но наши дети должны не только изучать прошлое, мы обязаны предложить им и будущее… Далее отец Евгений продолжает:
«…А им неинтересно прошлое, им жить в будущем! А мы будущее от них закрыли, его для нас самих как бы не существует. Но тогда и у них не возникает ценности своей юной жизни... И рвутся, и стреляются: "А для чего жить?" Помоги, им, Господи!», – заключил отец Евгений.
Нет никакой традиции православной педагогики, тем паче монастырской. Церковно-учительная классика – это мысли старых бездетных и бессемейных отшельников, у которых никогда не болела голова о том, как быть с дочкой-на-выданье. В Восточной Церкви вокруг монастырей на протяжении веков создавали стерильную зону: мол, если в монастыре появились мальчики, любой монах имеет право бежать из такого псевдо-монастыря. Как итог: в православии не могло появиться педагогическое предание.
Иеромонах Венедикт (Мочалов)
P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить лайк, а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блоги в Яндекс Дзен «зАписки странника» и «Церковь и Мир», оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях.