Найти тему

ПСАЛОМ 70: ПОМНИ МЕНЯ В СТАРОСТИ МОЕЙ

ПСАЛОМ-УВЕРЕННОСТЬ

Псалом 70 смотрит и назад и вперед - оглядывается на юность и заглядывает в старость. Автор с самой юности жил с верой в Бога. Заглядывая в конец жизни, он хочет завершить свой путь с живой верой в Бога и окруженным Божьей милостивой заботой. В этом псалме он охватывает всю человеческую жизнь: рождение, юность, возмужание и старость. Его слова перекликаются с некоторыми другими псалмами, например с 21, 30, 34 и 89. Хотя псалму 70, возможно, чуть-чуть недостает оригинальности, ему все же присущ собственный дух.

Автор, дата и обстоятельства сочинения псалма нам не известны. У нас даже нет древнего заголовка, который помог бы ответить на эти вопросы. За исключением псалма 42, это единственный псалом в книге II, не имеющий подзаголовка. Существует неплохая догадка относительно даты и авторства, состоящая в том, что псалом был написан Давидом в конце жизни, когда Адония плел интриги, чтобы завладеть троном после его смерти. Даже если данное предположение неверно, это время в жизни Давида - хорошая иллюстрация для псалма.

Автор всю свою жизнь преданно верил в Бога, который всегда щедро благословлял его. С вершины своих лет псалмопевец высказывает Богу несколько просьб, которые выражают мысли тех, кто подошел к закату жизни.

Поэтому можно сказать, что данный псалом напоминает нам о духовных потребностях пожилых людей.

I. ИМ НУЖНА НАДЕЖДА (ст. 1-16)

Во-первых, пожилым людям нужна надежда. Автор видит, как его тело слабеет, а ум теряет остроту. Глядя в будущее, он молит Бога о защите. Всем людям во все времена потребна Божья забота, но особенно она нужна тем, к кому пришла старческая немощь. Старея, они утрачивают способность заботится о себе. Их жажда Бога становится все более и более острой.

«На Тебя, Господи, уповаю; да не постыжусь вовек. По правде Твоей избавь меня и освободи меня; приклони ухо Твое ко мне, и спаси меня. Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя Ты» (ст. 1-3).

Стихи 1-3 псалма 70 почти полностью совпадают с Пс. 30:2-4. Воодушевленный воспоминанием о прошлых Божьих милостях, автор выражает твердую уверенность в Боге и просит вызволить его из теперешней трудной ситуации. Бог был для него убежищем в юные годы, и теперь он молит Бога остаться убежищем для него и его народа. Предав себя Божьим заботам, он молится о том, чтобы не разочароваться и не постыдиться. Он знает, что Бог будет праведен с уповающими на Него, ибо уверен, что Бог не может лгать и отрекаться от обещаний.

Он просит Бога быть его “твердым прибежищем”. Иными словами, Бог будет его укрытием всегда, в любой трагедии. Он умоляет Бога обнимать Свой народ Своими любящими и сильными руками во время испытаний. Когда угрожает опасность, у него нет другого укрытия, скалы или крепости, куда бы он мог убежать.

«Боже мой! Избавь меня из руки нечестивого, из руки беззаконника и притеснителя. Ибо Ты надежда моя, Господи Боже, упование мое от юности моей. На Тебе утверждался я от утробы; Ты извел меня из чрева матери моей; Тебе хвала моя не престанет» (ст. 4-6).

Он просит Бога избавить его от руки нечестивого. Мы не знаем, что это за враг и почему он представляет для него угрозу; мы только видим, как он называет его: “нечестивый”, “беззаконник” и “притеснитель”. Это были грешные, предавшиеся злу люди. Псалмопевец взирает на Бога как на свою единственную надежду.

Бог был его благодетелем от самого рождения. Он всегда уповал на Бога, и Бог никогда не подводил его. Всем, кем он был и что имел, он обязан Богу. Бог - его “надежда”, “упование”, “твердая надежда” (ст. 5, 7). Он и дальше будет благодарить Бога то, что Он всю жизнь благословлял его.

Пожилой человек хочет знать, что Бог близко. Когда жизнь проходит и уж виден конец, он надеется, что Бог, который всю жизнь защищал его, и на закате лет будет рядом с ним.

Взгляд в прошлое и мысли о прежних Божьих деяниях укрепляют нашу уверенность. Что Бог делал для нас в прошлом, то Он сделает и в будущем. Воспоминания о Божьей верности в минувшие дни побуждают нас довериться Ему в будущем.

Псалмопевец попал в большую беду, но Бог избавил его. Он не забывал постоянно восхвалять Бога и благодарить Его за все, что Он сделал.

«Для многих я был как бы дивом; но Ты твердая моя надежда. Да наполнятся уста мои хвалою, чтобы воспевать всякий день великолепие Твое. Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собою, говоря: “Бог оставил его; преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего”» (ст. 7-11).

Для окружающих псалмопевец стал “дивом”. Эти слова можно истолковать трояко. Они могут означать, что автор - подобно Иову в его бедах - остался верным и поэтому стал “дивом” для тех, кто видел его страдание. Они также могут означать, что знакомые считали его испытание наказанием свыше. В этом смысле его можно считать пророческим чудом (см. Ис. 52:14; Втор. 28:45, 46). Кроме того, эти слова могут означать, что во время самых страшных преследований Бог всегда благословлял его, поэтому он оставался невредимым (Иез. 12:6; 24:24, 27). Ничто в непосредственном контексте не указывает на второе объяснение, поэтому лучшим толкованием этих слов может быть первое или третье предположение, либо то и другое вместе. Знавшие псалмопевца видели его удивительные избавления и не могли не изумляться им.

Годы взяли свое, и автор просит Бога не отнять у него его благословений. Он молится, чтобы Бог не оставил его в старости, когда сила оскудеет и тело станем немощным. Враги быстро воспользовались его возрастом и уходящей силой. Может быть, они ухватились за его старость как за свидетельство того, что Бог оставил его и теперь уже никто его не спасет.

Чтобы оправдать свои злодеяния, враги были готовы обвинить его в том, что он еще больший грешник, чем они сами. Они не могли понять ни его веру в Бога, ни Божье милостивое отношение к нему.

«Боже! Не удаляйся от меня; Боже мой! Поспеши на помощь мне. Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей; да покроются стыдом и бесчестием ищущие мне зла! А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе. Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа. Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою - единственно Твою» (ст. 12-16).

Псалмопевец молится о том, чтобы враг был рассеян, а сам он остался сильным в надежде. Он обещает всякий день воспевать Божьи праведность и спасение. Божьи праведность и спасение связаны друг с другом, ибо одно производит другое. Бог спасает нас, потому что Он праведен в Своей ненависти к греху и в исполнении Своих обетований. Невозможно перечислить все случаи милостивого Божьего прощения - так их много. Ни одного случая избавления автор не относит на счет своей силы или мудрости. Всю славу он воздаст Богу, непрестанно возвещая Божью правду.

II. ИМ НУЖНА ЦЕЛЬ (ст. 17-21)

Во-вторых, пожилым людям в отпущенное еще для них время нужна возвышенная цель. Им нужно и дальше оставаться верными Богу, быть деятельными до конца жизни.

«Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего» (ст. 17, 18).

Бог с самых молодых лет направлял автора. Он открывал ему его долг и проводил его опасными тропами жизни. Псалмопевец хочет возвещать другим чудные дела Божьи. Он делал это на общих богослужениях, восхвалял Бога в своих сочинениях, отстаивал и защищал истину, и он хочет продолжать славить Бога. В любой жизненной ситуации он был готов встать на защиту Бога и Его дела.

Он хочет, чтобы Бог не забыл его и в старости. Хочет, чтобы Бог продолжал поддерживать в нем жизнь и способность служить. Ему нужны здоровье, сила и способность воздавать Богу хвалу. У него еще есть цели, которые нужно исполнить, и ему понадобится для этого Божья сила. Одна из этих целей - возвещать Божью благость своему поколению. Поэтому он просит продлить ему жизнь, пока он не расскажет другим о Божьем могуществе, благодаря которому Бог поддерживает, защищает и ведет Свой народ к победе. Он хочет, чтобы молодые люди, вышедшие на сцену при его жизни, узнали то, что знает он. Он хочет, чтобы они прошли свой жизненный путь, воспользовавшись его опытом, опытом раба Божия, прошедшего этот путь прежде них.

«Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе? Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня, и из бездн земли опять выводил меня. Ты возвышал меня и утешал меня» (ст. 19-21).

Бог совершил для автора такие великие дела, что он бурно восхваляет Его. Он только и может что спрашивать: “Боже, кто подобен Тебе?” Бог провел его через многие страдания в прошлом. И теперь, как прежде, он оживит Своего состарившегося раба, чтобы он стал сильным для будущих испытаний. Он умножит добрые дела псалмопевца, чтобы все видели: преклонные годы не сделали его рухлядью, ни на что не годной, кроме как лежать на полке. Нет, он - живая душа, еще способная служить. Бог повернется к нему, а не от него, и утешит его.

Стих 20 - один из очень немногих в Ветхом Завете, которые говорят о воскресении мертвых. Можно, конечно, сказать, что это просто гипербола, описывающая страшные земные беды, но поскольку псалмопевец говорит о своей жизни от юности до преклонных лет, то какого еще избавления может он ждать, кроме как воскресения из мертвых?

III. ИМ НУЖНО ПРОСЛАВЛЯТЬ БОГА (ст. 22-24)

В-третьих, пожилым людям нужно выделять моменты для прославления Бога. Многие годы Бог был добр к ним, и им нужно быть благодарными.

«И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил. И язык мой всякий день будет возвещать правду Твою; ибо постыжены и посрамлены ищущие мне зла» (ст. 22-24).

Автор обещает возвещать в своих хвалебных песнях Божью истину и верность. Бога евреев он называет “Святый Израилев”. Этот титул, часто используемый в Ветхом Завете, указывает на нравственное совершенство и уникальность Бога, который вошел в близкие заветные отношения с Израилем. Наивысшее счастье для псалмопевца - иметь привилегию своими устами славить Бога.

Господь искупил его душу, все его существо, и он хочет возблагодарить Его за это. Он говорит, что станет лично славить Бога четырьмя способами: “буду славить Тебя на псалтири”; “буду воспевать Тебя”; “радуются уста мои” и “язык мой... будет возвещать правду Твою”.

Его язык будет славить Бога весь день. Твердая вера позволяет ему видеть своих врагов уже побежденными. Они рассеяны, и надежды их с треском провалились. Тогда как праведные избавлены и благословлены, нечестивые постыжены и посрамлены. На этой высокой ноте уверенности псалом и заканчивается. Последние строки аналогичны фразам в других псалмах, таких как 34:4, 39:15 и 69:3, 4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как достойно дожить до старости? Жить всю жизнь с Богом - отвечает псалом 70. Чтобы победоносно дожить до конца, нам нужна уверенность в том, что Бог будет нашим прибежищем, нужно стремление к возвышенной цели, нужно помнить, что Он сделал для нас, нужно восхвалять Его.

Очевидно, написавший этот псалом за долгие годы на земле настрадался от многих бед. Гонения, болезни, несчастья и испытания добавили ему седых волос, и он задумался о своих последних годах. Он хотел, чтобы Бог дошел вместе с ним до конца жизни, как ходил с ним в прошлом. Он с раннего детства был в близких отношениях с Богом, и поэтому желание, чтобы так продолжалось и впредь, было для него естественным. Он очень хотел прожить достаточно долго, чтобы наставить своих более молодых современников в том, чему научила его жизнь.

А как вы хотите завершить свою жизнь? Как вы рисуете себе последние несколько лет своего жизненного пути? Может, видите себя циничным, угрюмым, уставшим от жизни? Конечно же, нет. Никому не хочется выглядеть так. А может, представляете себя уверенным в своем вечном доме, видите, как ходите с Богом, благодарите Его за те победы, которые Он дал вам, восхваляете Его за то, что Он сделал для вас, и очень хотите служить Ему до самой смерти? Большинство христиан видит себя именно так. Однако эта картина может стать реальностью, только если мы захотим сами нарисовать ее. Вторая картина была больше по душе псалмопевцу, и он начал писать задний план - молясь о ней.

Пусть молитва псалмопевца будет и нашей молитвой независимо от того, сколько нам лет. Давайте пообещаем себе предпринять необходимые шаги к тому, чтобы достойно встретить старость. Давайте не допустим состариться нашему разуму и духу. Да будут они с Божьей помощью обновляться каждый день.

1, 2 Петра; Иуды | Исследование Писания | Дзен