Найти в Дзене
Фантастика на всю

"Дознание пилота Пиркса": размышления людей о роботах и роботов о людях в условиях технического прогресса (Обзор фильма)

Сегодня предлагаю вспомнить советско-польский фильм "Дознание пилота Пиркса" (оригинальное название "Test pilota Pirxa", что по контексту правильнее было бы понимать "Испытание/проверка пилота Пиркса", ведь именно Пиркс проводил проверку, но авторы, в т.ч. Станислав Лем назвал свой рассказ "Дознание", а весь рассказ (а потом и фильм) сделаны в виде ведения следствия и допросов участников событий...

Это - не первые кадры, идет пятая минута фильма. Готовых роботов везут под охраной...
(с) Кадр из фильма
Это - не первые кадры, идет пятая минута фильма. Готовых роботов везут под охраной... (с) Кадр из фильма

Производство: Польша, СССР
Жанр:
фантастика, драма
Режиссер:
Марек Пестрак
Сценарий:
Марек Пестрак, Владимир Валуцкий, Станислав Лем
Директор фильма:
Карл Леволл, Эдвард Клосович
Оператор:
Януш Павловский
Композитор:
Арво Пярт, Евгениуш Рудник
Художник:
Ежи Снижавский, Виктор Жилко
Монтаж:
Роман Кольски
Премьера в мире:
25 мая 1979
Возрастная категория: 6+
Продолжительность: 100 минут

Сюжет: Фирма "Кибертрон Электроникс" предлагает провести испытание новой модели человекоподобного робота. Для этого организуется полёт космического корабля "Голиаф" со смешанным экипажем из людей и роботов. Официальное задание для экипажа "Голиафа" — запуск зонда в щель Кассини (щель между кольцами Сатурна).

При выборе командира, выбор пал на пилота Пиркса в связи с его кристальной честностью и порядочностью. Он хотел отказаться, но, пережив покушение, устроенное фирмой «Юнайтед Атомик Лэборатори», соглашается.

Такое покушение исполнено "почти красиво". Пиркса спасает только отменная реакция и способность быстро принимать решение. Хорошо отработали "киношники"! 
(с) Кадр из фильма
Такое покушение исполнено "почти красиво". Пиркса спасает только отменная реакция и способность быстро принимать решение. Хорошо отработали "киношники"! (с) Кадр из фильма

Его не уведомляют, кто именно из членов экипажа — робот, а кто — человек, чтобы исключить возможное предвзятое отношение к роботам с его стороны. На корабле отсутсвует оборудование, позволяющее отличить человека от робота.

В ходе полёта некоторые члены экипажа по собственной инициативе делятся с Пирксом информацией о своём происхождении, а также наблюдениями за другими членами экипажа. Сначала второй пилот Браун заявляет, что он — человек, а также делится своими наблюдениями о неестественном поведении электрика Отиса. Затем корабельный врач Новак сообщает, что он — робот, мотивируя своё признание тем, что отказ от массового выпуска роботов его модели поможет ему сохранить индивидуальность и сделать карьеру среди людей.

Также Новак рассказывает Пирксу, как однажды медсестра во время операции нечаянно разрезала скальпелем его, Новака, руку и, увидев там вместо плоти переплетение проводов, впала в истерику. Ядерщик Курт Вебер говорит, что не может выдать тайну, но считает, что Браун — не человек. Первый пилот Калдер просто уходит от разговора.

Кто-то подбрасывает Пирксу видеокассету, на которой член экипажа, являющийся роботом, рассказывает, что планирует доказать полное превосходство над человечеством, которое презирает.

Интересная конструкция видеокассеты. Вообще, такие называются "картридж"...
(с) Кадр из фильма
Интересная конструкция видеокассеты. Вообще, такие называются "картридж"... (с) Кадр из фильма

«Голиаф» подлетает к кольцам Сатурна. Калдер благополучно выпускает первый зонд, но второй, который должен корректировать полёт первого, застревает в люке.

Работа космонавта - красива, романтична и опасна (с) Кадр из фильма
Работа космонавта - красива, романтична и опасна (с) Кадр из фильма

Калдер разгоняется, собираясь пройти через щель Кассини и сбросить зонд. Двигатель зонда включается, корабль начинает бросать в стороны, что грозит столкновением с кольцами.

Проход через Щель Кассини - захватывает дух (с) Кадр из фильма
Проход через Щель Кассини - захватывает дух (с) Кадр из фильма

Проигнорировав запрет Пиркса, первый пилот Калдер отстёгивается от кресла, собираясь отключить предохранитель перегрузок, включить тормозной двигатель и уйти от щели, возникающие при этом перегрузки неминуемо погубят всех людей на борту. Однако Пиркс приказывает Брауну дать полное ускорение. Вскочивший на ноги Калдер не выдерживает перегрузку в 15 g, его кисти отрываются при попытке удержаться за пульт управления, и робот ломается.

Один из ярких моментов фильма: руки робота не выдерживают перегрузок 
(с) Кадр из фильма
Один из ярких моментов фильма: руки робота не выдерживают перегрузок (с) Кадр из фильма

Вернувшись на Землю Пиркс предстаёт перед космическим трибуналом, остальные выступают в качестве свидетелей. Обвинение настаивает на том, что он проявил преступную пассивность, не отдав приказаний первому пилоту, что погубило робота Калдера и поставило корабль на грань катастрофы. По требованию защиты демонстрируют кассету (типа "чёрный ящик") с видеозаписью мыслей погибшего Калдера, вследствие чего становится ясным, что первый пилот намеренно вывел из строя второй зонд, планируя таким образом подставить Пиркса: любой приказ командира непременно привёл бы к гибели экипажа (идти в щель — с большой вероятностью врезаться в кольца и разбиться, а разворот потребовал бы смертельной для экипажа перегрузки).

Однако Пиркс молчал, и робот сам оказался в собственной ловушке: теперь в случае гибели корабля или экипажа вся вина за это автоматически пала бы на него. Тогда Калдер решил спасти себя и корабль путём отключения предохранителя, но второй пилот по приказу Пиркса включил двигатели, и перегрузка уничтожила робота-злоумышленника.

Пиркс: "Я не знал, что делать. Любой мой приказ вёл к катастрофе. А Калдер мою беспомощность принял за хитрость!" (с) Кадр из фильма
Пиркс: "Я не знал, что делать. Любой мой приказ вёл к катастрофе. А Калдер мою беспомощность принял за хитрость!" (с) Кадр из фильма

Трибунал оправдывает Пиркса. После суда он благодарит Новака, а тот замечает, что, будучи человеком и специалистом по психологии роботов, он хотел помочь. Пиркс замечает на кисти Новака шрам.

Шрам на руке у Новака. Интересно, а как Пиркс не заметил его раньше? 
(с) Кадр из фильма
Шрам на руке у Новака. Интересно, а как Пиркс не заметил его раньше? (с) Кадр из фильма

В конце концов, ООН накладывает запрет на серийное производство роботов. Однако Пиркс подозревает, что уцелевшим роботам, в том числе Новаку, удалось затеряться среди людей.

Трюки и спецэффекты - ничего "сверхестественного". Не забываем, что фильм снимался в 1970-х, когда все примененные приёмы производили на зрителей впечатление.

Не нужно быть космонавтом, чтобы в антураже распознать нижние ступени ракеты-носителя "Восток". Похоже, что снимали на ВДНХ в Москве (с) Кадр из фильма
Не нужно быть космонавтом, чтобы в антураже распознать нижние ступени ракеты-носителя "Восток". Похоже, что снимали на ВДНХ в Москве (с) Кадр из фильма

Конечно, показывать будущее можно более футуристичными методами, например, используя менее известные образцы техники, чем уже успевшие заметно устареть вертолёт Ми-2, самолёт "Боинг-707" и старенький "Форд-Мустанг". С другой стороны: зачем искать какую-то экзотику, если зритель и так будет ошарашен?

При съемках фильма режиссером-постановщиком перед съемочной группой была поставлена задача: снять космические эпизоды фильма как можно ближе «к реальности». Костюмы космонавтов и внутренний вид помещений космического корабля «Голиаф» разрабатывались на основе существовавших на тот момент американских и советских аналогов
https://www.kinopoisk.ru

Смотрим трейлер:

Общая оценка: По версии "КиноПоиск", фильм имеет оценку 6.972 (2492),
оценка на
IMDb составила 6.50 (832)

Сам я считаю, что "Дознание пилота Пиркса" - великолепный фильм, достойный и более высокой оценки. Если уж "Отель "У погибшего альпиниста" в 1980 году получил престижный приз «Серебряный астероид» (2-е место) на ежегодном Международном кинофестивале фантастического кино в Триесте (Италия), то "Дознание..." должно стать золотым призёром.

Фильм неплохо смотрится и сейчас! А вопрос, должны ли роботы получать широкое распространение, повсеместно заменять человека - стал гораздо актуальнее! Дай роботам равные с человеком права и "привет!". Более выносливые, не капризные к внешним условиям, умеющие мгновенно принимать решения, лишённые какой-либо морали, не подозревающие о Законах Робототехники от Азимова, он могут быстро "разобраться" с человечеством. И хорошо, если на их пути окажется такой Пиркс...

Да здравствует Воображение!

Viva Imaginatia!

Другие публикации канала - тут

Если хотите ознакомиться с книгами автора канала, жмите здесь

Случается, что некоторые публикации канала ограничивают в показах. Чтобы вас это не тревожило - не забывайте подписываться!

--------------------

Если вы дочитали до этого места, и вам понравилось – ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Если решите поощрить автора - кликните рекламу! Автору "капнет" копеечка. Спасибо!

Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)