Владыка Византии Василий I отвесил сыну звучную оплеуху. Ишь, умник, стихи да трактаты пишет, а того не разумеет, что при живой жене полюбовницу заводить грех. Лев открыл было рот, оправдаться хотел, но отец в ярости схватил наследника за волосы и потащил того волоком, едва не выдрав здоровенный клок. Лев скорчился на полу, всем телом ощущая каждый удар сапогом – в ребра, в руку, в нос, в живот… Отец бил куда придется. Беда, если изувечит. И стыд невыносимый.
Только увидав, что сын истекает кровью, Василий пришел в себя.
Благочестивая доносчица
Жениться по любви – большая роскошь для бастарда. Ну, это император подозревал, что Лев родился не от него, а от прежнего византийского владыки, Михаила III, коему жена Василия Евдокия Ингерина приходилась любовницей. Кстати, Михаил был худшим василевсом за весь 9-й век - носил прозвище Пьяница и славился гнусными потехами; в один прекрасный день Василий с соратниками прирезали его в спальне.
Теперь Византия в надежных руках. И сын Лев, не слишком любимый, возможно, и не сын вовсе, тяжких пороков, хвала Всевышнему, лишен. Пора его женить, 16-ть стукнуло; созвали смотрины. Только невесту Льву выбирал не сам он, а Василий. Приглянулась императору Феофано: красавица и благочестива, как дева Мария. Добрая выйдет супруга нашему философу.
Даже слишком добрая: Феофано мужу ни в чем не перечит, молится с утра до вечера. Вечером ложится на кровать со златоткаными коврами. Но как только двери спальни затворяются, Феофано прыг на соломенный тюфячок, застланный колючими власяницами. И спит на нем, блаженная. Лев мается: не такая супруга грезилась ему в сладких снах. А такая, например, как Зоя, дочь царедворца Заутцы – смелая, страстная. И Зое принц по сердцу; они тайком встречаются. Феофано про то узнает, бежит жаловаться василевсу. Тот вне себя – как, отвергнуть его выбор? Пренебречь идеальной женой?
Вместо того, чтобы у себя спросить – сам-то смог жить с такой, как Феофано? – Василий устроил сыну выволочку. А Зою насильно выдал замуж.
Мечта сбывается
Тринадцать лет носит бедный Лев семейные оковы. Умирает отец, он наследует трон, но не смеет ни отослать от себя постылую жену, ни придушить ее втихаря. Наконец Феофано уходит в лучший мир, ее причисляют к лику святых. А следом за ней, вот удача, умирает супруг Зои Заутца. И пусть болтают, что это Зоя ускорила кончину мужа и Феофано, пусть духовенство воротит носы от избранницы Льва, он все равно на ней женится. Им по тридцать, у них полжизни впереди и море счастья. Они венчаются, на голову Зои ложится императорская корона. Год и восемь месяцев царственная пара блаженствует. А потом Зою поражает некая «ужасная болезнь». Вскоре император Лев VI Философ скорбит у ее гроба.
Непризнанный брак
Горе горем, а жизнь продолжается. И наследники нужны (Зоя подарила Льву двух дочерей). 34-летний император женится на Евдокии, та рожает ему сына. Но будто проклял кто василевса: жена и младенец умирают. Четвертый брак церковь запрещает.
Лев живет с новой Зоей – у той прозвище Карбонопсина (по-русски звучит грубо, а переводится красиво: черноокая). Снова рождается сын; Лев с великим трудом уговаривает патриарха Николая крестить наследника. Настает черед уламывать священника Фому обвенчать их с Зоей. Поп соглашается. А патриарх в ярости, запрещает Льву входить в храм святой Софии. Где это видано, чтоб императору диктовали условия? А в Византии, там церковь издавна мерялась силой с василевсами. Лев подчиняется.
Епитимья наложена до Рождества, а пока монарх смиренно молится в боковой комнате при храме. 25 декабря Лев является к Софии во всем блеске, чтобы торжественно войти через главные ворота. Не тут-то было: вредный Николай снова отправляет его на задворки. Лев рыдает! Паства дивится его покорности, сочувствует бедняге. Но тот не так прост.
Василевс зовет патриарха на пир, умоляет признать свой брак с Карбонопсиной. Николай непреклонен. Ну и бес с тобой, решает Лев - прямо с пира ссылает упертого патриарха куда подальше. Новый владыка церкви послушно созывает собор, где наконец брак василевса признают законным. Вскоре Лев коронует сына Константина. Македонская династия спасена.
Только жизнь заканчивается. Спустя пять лет 46-летний император Лев Философ отдает Богу душу.
Автор – Марина Туманова