Многие водители сталкиваются зимой с такой проблемой: их автомобили полностью исправны, но двигатели категорически отказываются запускаться на морозе. При этом «забастовка» мотора становится неожиданностью.
Действительно — аккумулятор автомобиля заряжен и исправно крутит стартер, никаких отчетливо проявляющихся неисправностей нет, но «схватывать» двигатель упорно не хочет. Причина этого неприятного явления — свечи залиты бензином или маслом.
Понять, что залило свечи, очень просто — из выхлопной трубы сильно пахнет бензином. Особенно запах чувствуется во время прокручивания двигателя стартером. Если выкрутить залитые свечи, то можно увидеть, что их резьба и электроды мокрые и покрыты нагаром чёрного цвета.
Сначала разберёмся, почему это происходит. Заливает свечи потому, что горючая смесь, поступающая из системы питания в камеры сгорания цилиндров, не воспламеняется. Причиной этого может быть недостаточный заряд батареи — на прокручивание стартера его хватает, а вот на образование достаточной для воспламенения искры — уже нет.
Следующая по распространённости причина — проблемы в системе зажигания. Ими могут быть сами свечи — из-за неправильных зазоров между электродами, различных дефектов или выработки ресурса.
Кроме того, могут быть неисправны «бронепровода» — нарушена их изоляция, повреждены или окислены контакты. Наконец, причиной того, что искра не «убивает слона», может быть пробой катушки зажигания.
Заливать свечи может и некачественный бензин. Зимой чистота топлива очень важна — от неё зависит лёгкость запуска. Кроме того, в морозы в бензобаке увеличивается накопление конденсата, который обязательно попадёт в горючее и затруднит его воспламенение.
Напомним, что управляющая электроника современных инжекторных моторов способна с помощью различных датчиков учитывать следующие факторы, влияющие на лёгкость запуска: температуру воздуха, температуру двигателя и количество кислорода в воздухе, поступающем в мотор.
Проанализировав всё это, блок управления подаёт форсункам инжектора команду: обогатить горючую смесь в зависимости от погодных условий. Делается это для уверенного холодного запуска и дальнейшей устойчивой работы силового агрегата.
Если топливо не самого лучшего качества, что в России встречается сплошь и рядом, то при низкой температуре оно будет плохо испаряться. При этом стартер крутит коленвал медленно (загустело масло), а компрессия в цилиндрах снижена из-за увеличенных тепловых зазоров.
А если аккумулятор немного «подсел», ко всему этому добавляется слабая искра. В итоге форсунки инжектора активно закачивают в цилиндры обогащённую бензином горючую смесь, которая, однако, не может воспламениться. Вот этот бензин, обильно подающийся в мотор, и заливает свечи.
Есть и ещё одна причина: проблема с редукционным (перепускным) клапаном в топливной рейке инжектора, который способствует подаче горючей смеси в форсунки под определённым давлением. Самые незначительные отклонения от него как в большую, так и в меньшую стороны, могут привести к заливанию свечей.
Проверить работу перепускного клапана можно только в автосервисе, оснащённом соответствующим оборудованием — сделать это «на глазок» невозможно. Одновременно следует продиагностировать форсунки и все датчики управляющей электроники.
Они тоже могут способствовать заливанию свечей. Например, датчик температуры охлаждающей жидкости в случае неисправности может посылать в процессор блока управления неверные данные.
Если «заглючивший» датчик показывает заниженную температуру, электроника излишне обогащает смесь, а форсунки подают в цилиндры чрезмерное её количество, то есть, попросту говоря «переливают».
Теперь рассмотрим причины того, что свечи заливает моторным маслом. Происходит оно потому, что смазка может накапливаться в свечных колодцах и стекать на электроды по резьбе или забрызгивать электроды из цилиндров.
В первом случае виноваты изношенные маслосъёмные колпачки, которые уже не справляются со своими обязанностями. Причинами также могут быть потерявшие герметичность направляющие клапанов либо прокладка клапанной крышки.
Если свечи заливает маслом снизу — скорее всего, треснули или «залегли» маслосъемные кольца поршней. Ещё вариант — на внутренней поверхности стенок цилиндров появились трещины, по которым масло и поднимается вверх из поддона.
В обоих случаях на залитых маслом свечах появляется слой нагара чёрного цвета. Если масло льётся сверху, он толще на резьбе, если снизу — на электродах. Сами свечи при этом издают характерный запах смазки.
Сейчас расскажем о том, что делать автомобилисту, если залило свечи бензином. Их нужно выкрутить специальным свечным ключом и просушить. При этом двигатель со снятыми свечами нужно прокрутить стартером в течение примерно 10 сек. Затем просушенные свечи вкручиваются обратно, после чего осуществляется мотор запускается в штатном режиме.
Можно попробовать завести инжекторный мотор и без выкручивания залитых свечей — для этого используется так называемая продувка цилиндров. Процесс таков: педаль акселератора выжимается до упора, коленвал прокручивается стартером около 10 сек., после чего педаль отпускается.
В этом случае дроссельная заслонка инжектора открывается полностью, вследствие чего в цилиндры попадает большое количество воздуха — он и просушивает свечи. В основном, после продувки исправный мотор спокойно заводится.
Если же этого не произошло, придётся выкручивать свечи и чистить их от нагара и бензина вручную. Очистку лучше всего производить металлической щёткой, не прилагая к ней большого усилия.
Сушат залитые бензином свечи бытовым или строительным феном. Их также можно прокалить с помощью газовой горелки. Иногда помогает мощная турбо-зажигалка — лишь бы в ней было много газа.
Перед вкручиванием в цилиндры очищенных и высушенных свечей, нужно проверить правильность зазоров между их электродами и, если это необходимо, отрегулировать её. После этого мотор заводится без проблем — если, конечно, он исправен.
Если же свечи залиты маслом, их нужно очистить от него. Зубной щётки в этом случае недостаточно: потребуется металлическая. Пользоваться ей следует осторожно, не прилагая к инструменту больших усилий. Затем свечи нужно тщательно протереть чистой ветошью и ввернуть в колодцы.
Напоследок добавим, что заливанию или замасливанию свечей может способствовать скопление нагара в камерах сгорания. Оно приводит к залеганию (снижению подвижности) поршневых колец, которое, в свою очередь, вызывает снижение компрессии и появление в цилиндрах излишков бензина или масла.
Особенно страдают от нагара автомобили-«горожане». Им приходится часто работать на холостом ходу, а также совершать короткие поездки на пониженных передачах с небольшой скоростью и частыми остановками.
Всё это приводит к тому, что двигатель не успевает прогреваться до рабочей температуры. Это и служит главной причиной появления в цилиндрах нагара.
Для профилактики нагарообразования следует время от времени раскручивать мотор до высоких оборотов (4 500−5 000 об/мин) и проезжать в таком режиме 30−50 км. Разумеется, так ездить по городским улицам невозможно, поэтому придётся находить время для бодрых «прохватов» по трассам.
Таким образом, проблема залитых свечей не фатальна — к вызову эвакуатора она не приведёт. Но решить её, конечно, возможно только выполнив определённую работу, которая, впрочем, вполне доступна даже неопытному водителю.
***
Другие статьи канала с "зимними" советами автомобилиста: