Найти тему
ВТБ Страна

История новогодней елки: от немецких легенд до запретов в СССР

Оглавление
© Elina Fairytale: Pexels
© Elina Fairytale: Pexels

Как елка перекочевала из леса на рождественский ужин, кто «принес» елку в Россию и почему ее запрещали в СССР — узнаем из материала.

История елки: от кельтов до немецких легенд

Традиция наряжать елку появилась еще в дохристианскую эпоху. Древние кельтские народы украшали дома еловыми ветками, чтобы отпугнуть злых духов.

Сам обычай наряжать елку на Рождество появился в Германии. Есть несколько легенд, которые объясняют, как появился обычай наряжать елку.

Легенда 1: про говорящие деревья

Первая легенда гласит, что в день рождения Иисуса все животные и растения получили возможность говорить. Три дерева — пальма, олива и ель — обсуждали между собой, что подарить Христу. Пальма укрыла мессию ветвями, олива преподнесла ему свои плоды, а ель не смогла ничего дать. Она не завидовала другим деревьям, но грустила, что не может одарить младенца. Тогда ангел, видя доброту елки, решил наградить ее — украсил звездами с ночного неба. И сказал, что каждое Рождество она будет сиять, а люди будут радоваться, глядя на ее красоту.

Легенда 2: про романтика Мартина Лютера

Согласно второй легенде, обычай наряжать елку появился благодаря христианскому богослову Мартину Лютеру. Он гулял по лесу и заметил, как прекрасно искрится снег на еловых ветвях. Лютер был так впечатлен этой красотой, что поручил срубить ель, украсить ее и поставить в храме.

Гравюра, изображающая Мартина Лютера в канун Рождества в кругу семьи. Около 1860 года © Public Domain
Гравюра, изображающая Мартина Лютера в канун Рождества в кругу семьи. Около 1860 года © Public Domain

Легенда 3: про дуб Одина и бессмертие

Есть и третья легенда, очень популярная в Германии. Она связана с архиепископом Святым Бонифацием. Бонифаций срубил дуб бога Одина, который олицетворял силу языческих божеств и языческую религию в целом. Этим Бонифаций хотел показать германским язычникам слабость их богов.

Легенда гласит, что сквозь пень срубленного дуба проросла пихта — вечнозеленое растение. По другим данным, дуб упал на ель, и она уцелела. Когда пораженные германцы спросили у Бонифация, как им отмечать Рождество, он указал на хвойное дерево — его ветви символизируют бессмертие, а верхушка показывает на небо — туда, где живет бог.

В официальных источниках, рассказывающих о жизни Святого Бонифация, этой истории нет. Так что, скорее всего, это городская легенда.

Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих. Святой Бонифаций срубает священный дуб. Около 1750–1770 годов. Национальная галерея Шотландии © Public Domain
Христиан Вильгельм Эрнст Дитрих. Святой Бонифаций срубает священный дуб. Около 1750–1770 годов. Национальная галерея Шотландии © Public Domain

Первое описание Рождества и нарядной елки исследователи нашли в сказке Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана «Щелкунчик». А первыми украшениями были фигурки ангелов и людей — в этом прослеживается связь с языческими жертвоприношениями.

Владимир Маковский. Иллюстрация к сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». 1882 год © Public Domain
Владимир Маковский. Иллюстрация к сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». 1882 год © Public Domain

Елка в России, Англии и США

В России обычай наряжать елку на Рождество завел Петр I. Но когда царь умер, традиция рождественского дерева на время ушла.

В Великобритании елка появилась благодаря принцу Альберту, мужу королевы Виктории. Альберт был немцем по происхождению. Королева старалась поддерживать образ дружной и любящей семьи, и традиция рождественского ужина с украшенной елкой стала частью этого образа.

Королева Виктория и принц Альберт с детьми у рождественской елки. 1848 год © Public Domain
Королева Виктория и принц Альберт с детьми у рождественской елки. 1848 год © Public Domain

Из Англии традиция украшать елку плавно перекочевала в Америку, где дерево стало главным символом Рождества.

В Россию же елка вернулась благодаря немецким женам русских императоров. Поначалу ее наряжала только знать, а в 19-м веке этот обычай распространился и в других слоях общества. В начале 20-го века рождественская ель стала обязательным атрибутом зимнего праздника горожан.

Праздничная елка и подготовка к ее украшению стала частым сюжетом в картинах русских художников. Например, Алексей Чернышев изобразил праздник во дворце, Зинаида Серебрякова написала свою дочку в картине «Катя в голубом у елки», а Сергей Досекин показал подготовку праздничных украшений. Эту картину можно увидеть в Русском музее, давним другом и партнером которого выступает банк ВТБ.

Елка в СССР: от запретов до атеистических елок

В 1929 году, спустя пять лет после Октябрьской революции, в СССР отменили Рождество, запретили ставить елку и украшать ее. Елку считали религиозным символом, пагубно влияющим на ум детей. Под запрет попал и Дед Мороз. Были созданы специальные патрули, которые ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя выполнение указа.

В 1935 году елка вернулась, но уже не религиозная рождественская, а атеистическая новогодняя. В газете «Правда» опубликовали письмо кандидата в члены политбюро ЦК Павла Постышева: «В дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему мы лишаем этого прекрасного удовольствия ребятишек Советской страны?».

Публикация письма, разумеется, была заранее согласована. Уже через несколько дней после этого в Харьковском Дворце пионеров была проведена елка.

В канун нового 1938 года елка высотой 15 метров появилась в Колонном зале Дома Союзов в Москве. С тех пор каждый год ставили елки и проводили праздники для детей. Их так и назвали — новогодние елки.

Детский праздник Новогодней елки в Кремле © РИА Новости
Детский праздник Новогодней елки в Кремле © РИА Новости