Найти в Дзене
КОРАБЕЛ.РУ

О главном герое проекта "Северный поток — 2" - вне политики

Оглавление

Пока на мировой арене идут споры о проекте скандального газопровода, хочется немного отвлечься от политики и рассказать об устройстве судна - главного труженика проекта. О трубоукладочной барже "Фортуна".

Как устроено судно

"Фортуна" была построена в 2010 году на верфи Shanghai Zhenhua Heavy Industry Co. Ltd. в Шанхае. Полное водоизмещение судна составляет 39 989 тонн, габариты - 169 метров в длину и 46 в ширину, высота - более 13,5 м, а осадка от 5 до 9 метров. Баржа оснащена 12-якорной системой позиционирования, с якорями весом по 20 тонн. Для снабжения электроэнергией на "Фортуне" работают четыре дизель-генератора по 2500 кВт каждый, а для поддержания бесперебойной связи, обеспечения баржи телевидением и высокоскоростным интернетом на ней установлена спутниковая антенна. Отдельного описания заслуживает подъемное оборудование судна, состоящее из гусеничного крана грузоподъемностью 250 тонн и штатного судового крана на левом борту судна грузоподъёмностью 40 тонн. В 2012 году на барже была проведена модернизация и установлен кран грузоподъемностью 1600 тонн (300 тонн на вылете стрелы 72 м). Но это еще не предел - на палубе предусмотрена возможность установки штатного крана грузоподъёмностью до 2,5 - 3 тысяч тонн.

ТУБ оснащена трубоукладочным оборудованием для труб 4'-60' и, благодаря двум натяжителям трубопровода, мощностью по 100 тонн каждый, она может укладывать трубопровод на глубинах до 200 метров, что позволяет ей вести работы по освоению шельфовых месторождений.

Процесс укладки

Чтобы начать укладку трубопровода, ТУБ подходит к берегу как можно ближе, становится на якоря, далее трубопровод наращивается на барже и вытягивается на берег. После пересечения трубопроводом береговой линии, баржа начинает его укладку на дно так называемым S-образным методом. Вначале, трубы, находящиеся на борту баржи проходят визуальный контроль на наличие дефектов и замеры на соответствие нормам. Затем при помощи крана они перемещаются в сварочную галерею, и попадают на технологическую линию, на которой происходит демонтаж защитной бетонной обечайки, покрывающей трубы для защиты от внешних воздействий и придания трубопроводу отрицательной плавучести. После этого, трубы поступают на поперечный конвейер, на котором производится зачистка и подготовка кромок при помощи торцевальной машины и индукционный прогрев труб до 150°С. Затем, трубы помещаются вдоль линии сборки, проходящей по длине баржи. Вдоль этой линии расположен ряд сварочных постов, где работают сварщики. На первом посту происходит сборка и центровка стыка, а также сварка корневого шва. На втором и третьем постах выполняются заполняющий и облицовочный швы. Далее, на четвертом посту производится неразрушающий ультразвуковой контроль шва, и если дефектов не обнаружено, на последующих постах приступят к очистке сварного стыка пескоструйной машиной для того, чтобы подготовить трубу для антикоррозийной изоляции и заполнения межстыкового пространства пенополиуретаном.

Фото из сети
Фото из сети

По мере прохождения каждой следующей трубой сварочного участка, постов контроля и изоляции, она становится частью трубопровода, который спускается с кормы в воду, вниз по наклонной площадке, называемой стингером.

С увеличением длины трубопровода баржа протягивается вперед на якорях, каждый раз на несколько метров, опуская под воду очередной участок готового трубопровода. Трубопровод укладывается в заранее подготовленную траншею, а морские течения перемещают грунт, вырываемый плугом, обратно в траншею, покрывая трубопровод.