Массовое производство полимерных материалов пришлось на середину прошлого века. Начиная с 50-х годов на планете было создано более 9 миллиардов тонн изделий из различного пластика. Но больше всего человечество произвело опасных изделий за последние 20 лет. Сейчас наша планета представляет собой огромный «мусорный» полигон.
Статистика за последние годы говорит о том, что только до 10% пластикового мусора перерабатывается. Путем сжигания уничтожается до 12%, а оставшиеся навечно хранятся на специальных полигонах. Загрязняются не только территории, но и мировой океан. Решить проблему может только комплексный подход, но уже сейчас работает несколько эффективных проектов по переработке мусора, которые можно задействовать во многих странах мира.
1. Пластик для строительства дорожного полотна (Индия)
Индия способна удивлять не только колоритом местных городов, но и уникальными технологиями, которые хоть и редко, но появляются в этой стране. Кстати, по уровню мусора и загрязнений Индия может обогнать любую страну мира.
Проект от разработчика по имени Раджагопалан Васудеван позволяет использовать переработанный пластик для строительства дорожного полотна. Несмотря на то, что технология достаточно примитивная, она показала высокую эффективность. На заводе пластик сортируют, после чего переплавляют в специальных печах и добавляют к обычному битуму.
Интересный факт. В 2015 году правительство Индии обязало все государственные и частные компании использовать переработанный пластик для строительства дорог. Только за счет такого волевого решения было создано за два года более 100 тысяч километров дорожного полотна из пластика.
2. PlasticRoad и VolkerWessels (Нидерланды)
Еще один уникальный проект, который был разработан в Голландии, подразумевает использование специальных модулей для строительства дорог. Каждый блок состоит из переплавленного пластика и легко монтируется на любую поверхность. Внутри блоки имеют специальные отверстия для проведения коммуникаций.
Компания PlasticRoad отмечает, что такие дорогие служат намного дольше, чем аналогичные асфальтированные поверхности. Срок службы может достигать нескольких десятков лет, а поврежденные блоки легко ремонтируются. Первые дороги из пластиковых блоков были построены в 2018 году для велосипедистов.
3. NewspaperWood (Нидерланды)
Вообще Голландия славится своими проектами по переработке мусора. Вряд ли кто-то представлял, что обычную макулатуру можно использовать в качестве сырья для производства мебели.
Технологию по переработке макулатуры придумал Эйндховен Мик Мейер еще в 2003 году. Внешне и по своим характеристикам материал практически не отличается от классического ДСП.
Первая коллекция мебели из переработанной бумаги была представлена в 2011 году. Более того, сейчас на территории Голландии работает компания NewspaperWood, которая активно продвигает разработку и находит новые варианты для применения материала.
4. «Уралтермопласт» (Россия)
Наши разработчики стараются использовать общемировой тренд и создают собственные технологии по переработке пластиковых изделий. Уникальный завод «Уралтермопластик» открылся в 2021 году и сейчас компания производит несколько строительных материалов для мебели и ремонта.
Полимерный профиль на 100% состоит из переработанных отходов. Внешне такие доски сложно отличить от деревянного профиля, но они не боятся влаги, солнца и служат намного дольше. Сейчас на базе завода производят дорожные ограничители и прочие изделия для ограждения дорог – столбы, заборы. Компания специализирует на производстве садовой мебели и площадок для детей.
5. Trashpresso от Miniwiz (Китай)
Проект по праву должен занимать свое место в ТОП-5. Trashpresso – это специальная мобильная платформа, которая работает на солнечных батареях и может легко переплавлять пластиковые отходы в материалы для отделки стен и полов. Автором проекта выступает Артур Хуанг, который успел построить две таких платформы.
Один проект функционирует на территории небольшого поселка в Тибете. Система уникальная тем, что может быстро и эффективно очищать огромные территории от мусора и бороться с загрязнениями в мировом океане.