Казалось бы, что тут сложного? Пиар - это большая реклама, расчитаная на поднятие популярности. Искусственный хайп, который поднимают вокруг своего продукта производители и маркетологи. Их задача - довести нас до состояния "Shut up and take my money". В целом, представление-то верное...правда?
Давайте-как разберёмся с первым пунктом
1. Пиар - это искусство?
Да. И отдельный пунктик в социологических науках. У него множество определений, по подсчетам более 500. Но если коротко, то Пиар (анг. Public Relations - общественные отношения; связи с общественностью) - связи, отношения и взаимодействия с обществом в конкретной социально-политической и экономической системе конкуренции. Создание имиджа для объекта (человека/организации/продукта) как необходимого для нашей жизни и лучшего из аналогов. Конечной целью пиара является вызвать желание приобрести продукт или сотрудничать прямо изнутри человека, уменьшить сопротивление и скептицизм.
2. Пиар не журналистика, не пропаганда и даже не реклама.
Пожалуй, на этот счет у меня есть самое колкое и точное определение
Если мужчина отправляется на вечеринку и затем говорит какой-нибудь женщине, что ей нужен мужчина и поэтому она должна пойти с ним домой, то это — маркетинг. Если он встает на стул и объявляет собравшейся компании о своей опытности в любви, то это — реклама. Если он говорит женщине, что он — величайший любовник в мире, и она должна немедленно отправиться с ним домой, то это — продажа. Если же она подходит к нему и говорит, что слышала о нем как о замечательном любовнике и готова отправиться с ним домой, то это — public relations. (По Г.Почепцову)
Пиар работает на одну службу и его задача - это грамотно рассказать о ней, показать и расположить публику к дальнейшему сотрудничеству. Причем независимо от подноготной его человека или компании. Его миссия разъяснять и показывать, сделать деятельность максимально понятной, чтобы войти в доверие к людям.
Вроде бы та же реклама, но отличие заключается в тонкости настройки диалога. Он никогда не кричит и выцеливает узкую аудиторию из заинтересованных в предложении людей, поднимает волнующие их проблемы и даёт решения.
Журналисты же не заинтересованны в продвижении того или иного объекта. Их работодатель - народ - и в демократической журналистике они в первую очередь представляют его информационные интересы. Справедливости ради: журналисты это негласная 4 власть. Одна публикация авторитетного издательства может разрушить или вознести чью-то карьеру. Но это никогда не является самоцелью. Пиармены же для журналистов - спикеры и источники официальной информации. Так что чаще всего эти ребята предпочитают сотрудничать.
Главное же отличие от пропаганды состоит как раз-таки в диалоге. Пропаганда жёсткая, не терпящая критики или спора, глухая к интересам зрителя и подчинённая правящей идеологии. Пропаганда не оставляет выбора и не гнушится искажением информации. Пиар же, в свою очередь, создан для сбора информации об аудитории. Он не заставляет, а предлагает, не внушает, а старается убедить, потому решение ощущается как собственная инициатива. Если пиармены будут использовать ложную информацию или вбрасывать фейки, то это быстро раскроют журналисты и имидж клиента будет разрушен ;). Так чтотони предпочитают превращать минус в плюс, чем врать.
Примеры из жизни
Пиар уже повсюду. А развитие социальных сетей максимально его облегчило. Теперь каждый, кто имеет свое даже маленькое дело ведет личный блог в одной, или даже нескольких соц.сетях. А чего стоят все эти бесплатные рассылки в эмейл, телеграмме, бесплатные онлайн-марафоны и так далее. В офлайн режиме бесплатные уроки, мастер-классы, выставки т.д
Все эти замысловатые телодвижения направлены на
- Изучение клиента. Его страхов, хотелок и языка общения
- Продвижение компании в масс медиа. Создание инфоповодов для СМИ
- Расширения аудитории и привлечения новых клиентов
- Создать доверительные отношения и выгодно выделиться среди конкурентов
И далее, далее далее.
А для того чтобы все это прошло ненавязчиво, интересно и достигло своей цели нужно быть действительно профессионалом. Уметь организовать и расписать программу, отснять материал, пустить рекламу, пообщаться с представителями СМИ, вплести в общую стратегию продвижения компании. И не забыть про изюмику с сувенирами для участников шоу!
Интроверты покинули чат на этом обзатце.
Заключение
Не стоит недооценивать пиар. Ведь на нем сегодня держится индустрия просто всего. А смежные интернет-профессии, такие как SMM-специалист и таргетолог являются самыми популярными профессиями среди молодых россиян за этот год.
Это не только популярное направление, но еще и крайне интересное. Изучая пиар-стратегии даже поверхностно, начинаешь лучше понимать, чего от тебя хотят все эти эти люди из соц.сетей.
А потому мы на своём канале еще не раз затронем эту тему. Подпишитесь, чтобы не пропустить!