Это еще один из тех случаев, когда знакомство с музыкой группы началось у меня с середины дискографии. Так уж вышло, что первый альбом Eloy, который я услышал - Silent Cries and Mighty Echoes от 1979 года. Название можно перевести как "Тихие Крики и Могучее Эхо". Сильное впечатление практически мгновенно, и как следствие - этот диск пока самый любимый в их каталоге, несмотря на то, что постепенно знакомлюсь и со всеми остальными их работами.
Немцы...Такая ли уж это приземленная нация любителей комфорта? Может быть, это не более, чем расхожий стереотип? Во всяком случае именно немецкая группа Eloy создала один из самых убедительных образцов именно "космического" звука.
Да, звук.
Нет...ЗВУК!
Это то, что меня сразило с самого начала. Фантастически глубокий, чистый...комфортный и живописный. Упругий наэлектризованный бас, синтезаторы, создающие звучание класса "плюс бесконечность". Фирменная гитара Борнеманна с выверенным саундом... Убедительный и "пробивной", очень живой звук ударных. Кто продюсер этого чуда? Сам Франк Борнеманн? Одиннадцать баллов из десяти за отлично проделанную работу.
Для справки...
Eloy - группа из Германии, существующая с начала 70-ых, во всяком случае первый сингл музыканты выпустили в 1970-м году. Единственный постоянный участник и движущая сила проекта - гитарист и вокалист Франк Борнеманн. Название группы взято из фантастического романа Герберта Уэллса "Машина времени". Eloi - название одной из рас людей далекого будущего.
Пластинка, которая произвела на меня столь сильное впечатление записана следующим составом:
Frank Bornemann - vocals, guitars
Detlev Schmidtchen - keyboards
Klaus-Peter Matziol - bass
Jurgen Rosenthal - drums
...при участии:
Brigitte Witt – vocals
Это был отнюдь не первый, но один из самых сильных составов Eloy, который записал несколько классических для группы альбомов.
Знакомиться с музыкой новой группы с середины дискографии - это всегда определенные издержки и несколько искривленное восприятие действительности. Впрочем...это исправимая ситуация. Тем не менее поначалу я, как и многие, воспринимал эту группу как неких последователей Pink Floyd, но - из "второго эшелона". Такое восприятие ошибочно, тем не менее именно альбом Silent Cries and Mighty Echoes дает некоторые основания для подобных умозаключений.
Пластинка начинается с трека, под названием Astral Entrance, который действительно в некоторой степени напоминает Pink Floyd времен альбома Wish You Were Here. Пространные клавишные фоном плюс красивые медленные пассажи на гитаре - такое сочетание прочно закрепилось за музыкой Pink Floyd...несмотря на то, что у последних в таком стиле записано не так уж много треков, а все альбомы после 1975 года, как и почти весь материал до альбома Wish You Were Here сделаны совершенно по другим лекалам.
Astral Entrance - очень красива, пусть и вторична ...а вот ритмичная Master Of Sensation как раз и пробудила по настоящему мой интерес к Eloy. Фантастический и живописный звук плюс динамика и напряжение, которых удалось добиться не прибегая к помощи риффов. Изумительное сведение, шикарная панорама. Голос Борнеманна гуляет из одного канала в другой...
It is here, it is near, it's by our side
It is you, it is me, it's our guiding light
It is real, so unreal, it's the magic sign
Make us rise, makes us kneel on the edge of time...
И еще - этот трек сделан в идеальном темпе. Не надо медленнее...и не нужно быстрее - очень комфортный ритм. Отстраненный холодный звук клавиш, красивое и до мелочей продуманное гитарное соло, симфоничная кода. Прекрасно сделанный арт-спейс рок.
The Apocalypse можно, наверное, назвать сонатой, ведь она делится на три условные части:
1. Silent Cries Divide The Nights
2. The Vision - Burning
3. Force Majeure
Эта композиция длится почти 15 минут, в ней, при желании, тоже можно найти ассоциации с Pink Floyd. Женский вокал записала Brigitte Witt. Группа играла её целиком на концертах, причем значительно позже - уже в 2010х:
Pilot To Paradise в некотором смысле продолжает направление, заданное в Master Of Sensation - та же упругая ритмика, напряжение, тревожность и симфоничность в аранжировках. Но трек с одной стороны разбавлен более спокойными и атмосферными моментами, с другой - украшен жестким роковым риффом. Одна из лучших вещей на диске, достаточно лаконично раскрывающая Eloy с разных сторон их музыки.
De Labore Solis с латыни можно перевести как "О солнечном затмении". Она медленна, нетороплива, но при этом наполнена скрытой тревогой и держит в некотором напряжении, несмотря на более мажорный и светлый характер музыки.
Завершает пластинку Mighty Echoes, в которой сказочные фрагменты чередуются с более динамичными. Она могла бы оказаться наименее "космической" из всего альбома, но повествующий голос Борнеманна, который звучит как бы из пустоты и все те же симфоничные вставки все таки укладывают её в ту же канву, в которой выдержаны все остальные треки альбома. В завершении слышны звуки шума толпы, и - в самом конце - одинокий женский голос, который говорит фразу "Сможем ли мы выдержать огонь завтра?"
С этой пластинки начался мой интерес к Eloy, а со временем пришло понимание, что это это совершенно самобытная группа, имеющая целую палитру звучаний, только некоторые из которых могут как-то ассоциироваться с Pink Floyd или кем либо еще. Я пока не все альбомы внимательно прослушал( их достаточно много), но на сегодняшний день меня очень впечатлили все их работы 70-ых, начиная с Floating от 1974 года и заканчивая работами начала 80-ых. Особенно у меня в фаворе Power and the Passion 1975 года, Ocean (1977г.) и совсем недавно прослушанный Down (1976 г.).
Не совсем верным мне кажется и определение space rock, которое как будто приклеилось к музыке этой группы. Это сильное упрощение. Их музыка намного богаче в плане создаваемых образов. Power and the Passion рисует картинки средневековья, куда попадает герой из дня настоящего, а Down или Ocean создают образы необьятной водной стихии, при чем лично мне рисуется океан вполне земной, никак с безднами космоса не связанный.
#eloy #art rock #space rock #hard rock #рок музыка
Возвращаясь к Silent Cries and Mighty Echoes скажу, что для меня это образец очень красивой образной музыки и просто бесподобного звука. Возможно, что я не один такой...по крайней мере мне попадались ролики, где эту пластинку используют аудиофилы для демонстрации возможностей hi-fi аппаратуры. Что, наверное, о чем-то говорит.
На этом сегодня прощаюсь.
Всем мира, добра и хорошей музыки!