Виктор Васнецов известен зрителю как художник-сказочник, а его полотно «Три богатыря» стало визитной карточкой русской живописи. Мало кто знает, что живописец создавал театральные декорации и стоял у истоков национальной оперной традиции.
Как появилась русская опера?
Расцвет национальной музыкальной школы происходит в России в 1870-1880-х годах. Композиторы переосмысляли опыт русских народных напевов, и объединяли их с западноевропейскими традициями.
Именно в это время созданы такие шедевры, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Садко», «Псковитянка» и «Царская невеста» Римского-Корсакова. Эти произведения отразили стремление всей интеллигенции найти подлинный русский дух и новую форму искусства, естественное развитие которого было прервано преобразованиями Петра I.
Частная опера Саввы Мамонтова
9 января 1885 года в Москве открылась Русская частная опера Саввы Мамонтова. Известный меценат придумал свою концепцию театра, в котором одинаковую роль играли и вокальные данные, и драматический талант артистов. Здесь изменилась задача сценографа: художник отныне стал соавтором постановки. Такую важную задачу Мамонтов первоначально доверил именно Виктору Михайловичу Васнецову.
Первая премьера – опера «Русалка»
Васнецов создал эскизы декораций и костюмов к первой постановке театра – опере «Русалка». Художник очень дорожил этой работой, и писал искусствоведу Ланговому: «Акварели эти имеют даже историческое значение — они была началом художественной постановки в Частной опере, которая значительно повлияла вообще на улучшение художественной постановки пьес в театрах и отчасти даже на самый Художественный театр».
Эскизы костюмов, созданные Васнецовым, напоминают этюд к сюжетной картине – художник изображает героев в живых позах, уделяет внимание их эмоциональным состояниям, создавая объемный сценический образ. Он ориентируется на традиционную одежду русских крестьян, и на культуру допетровской Руси, дополняя ее фантастическими мотивами, берущими свое начало из фольклора.
Савва Мамонтов активно участвовал в работе над спектаклем, и склонял художника к большему реализму на сцене. Например, меценат настоял, чтобы костюм Мельника изорвали и испачкали для большего жизнеподобия.
Надежда Салина, исполнительница главной роли, вспоминала: «Мамонтов хотел, чтобы оперные спектакли были оформлены "по-настоящему"; поэтому он с художниками Поленовым и Васнецовым рылся в образцах материй, выискивая какой-то неразрезной бархат для кафтана князя, парчу для сарафана княгини и т. д. Для моего костюма в подводном царстве заказана была у французской цветочницы необыкновенная гирлянда ненюфаров, которую надевал мне на голову и на костюм сам Васнецов. Нас, молодых артистов, интересовало все: мы совались в костюмерные, бегали к нашим декораторам Коровину и Левитану. Смотрели на их громадные полотна, даже осветительную часть не оставляли в покое».
Центральная декорация постановки – «Подводное царство». Публика была поражена, как виртуозно Васнецов преобразовал сценографические приемы, воссоздав абсолютную иллюзию сказочного пространства. Сам эскиз продуман для мельчайших деталей. Несмотря на то, что это всего лишь технический рисунок, живописец уделяет внимание фактурам, а при создании использует все особенности техники акварели. Помимо основных конструкций, художник продумывает и источники освещения: именно они должны были создать ощущение толщи воды, разделяющий публику и артистов.
Художница Н.В. Поленова, посетившая премьеру, вспоминала: «Когда поднялся занавес перед «Подводным царством», публика в первую минуту замерла от впечатления, а потом разразилась громом рукоплесканий, вызывая автора и талантливого исполнителя. <...>В первый раз в опере аплодировали декорации, считавшейся дотоле второстепенной принадлежностью постановки».
Новая жизнь «Снегурочки»
После оглушительного успеха «Русалки», Васнецов продолжил работать как сценограф, и создал декорации к опере «Снегурочка». Художник был впечатлен драматургией А.Н. Островского, и говорил, что эта опера – «молитва русская и мудрость пророка...» Писатель не понимал, почему пьеса так волнует художника, потому что относился к этому произведению не более чем к шутке.
Музыка, написанная Римским-Корсаковым дала пьесе произведению новую жизнь: композитор использовал глубинные мотивы народной музыки, чем поднял произведение на уровень национального эпоса. Премьера состоялась 8 октября 1885 года.
В сценографии постановки Васнецов еще больше обращался к традициям русского быта, и не только создавал костюмы в неорусском стиле, вдохновляясь стариной, но и использовал подлинные русские платья из Тульской губернии, которые находились в коллекции Саввы Мамонтова в Абрамцево.
Е.Д. Поленова описывала невероятное впечатление, которое производила постановка на коллег по цеху: «Помнится, как художник Суриков, присутствовавший на первом представлении, был вне себя от восторга. Когда вышли Бобыль и Бобылиха и с ними толпа берендеев с широкой масленицей, с настоящей старинной козой, когда заплясал бабец в белом мужицком армяке, его широкая русская натура не выдержала. И он разразился неистовыми аплодисментами, подхваченными всем театром».
В декорациях Васнецов обращается к архитектурному наследию допетровской Руси, и переплетает исконно русские формы с языческой природной символикой. Это можно увидеть на росписи сводов, которая содержит славянскую символику природных элементов и строения мира. Яркие цветные эскизы поминают народный лубок и роспись региональных промыслов, сохранившихся в России на протяжении нескольких столетий.
Свое лицо окружающий мир русской сказки приобрел именно после картин Васнецова, на которые влияла и его работа сценографа. Художник отказывается от условностей и обобщений, изображая русскую деревню с трогательными бытовыми подробностями.
Общие черты сценографии Васнецова
В ХIX веке театр – наиболее впечатляющий вид искусства, заставляющий пережить множество эмоций и впечатлений сразу. Именно поэтому театральные постановки задавали основной тон к развитию и других областей. Игорь Грабарь через 30 лет после создания оперы говорил: «Васнецов своей постановкой "Снегурочки" в половине 80-х годов произвел такое огромное впечатление на всех, что многие только и бредили русскими мотивами. В моду стал входить русский узор и кустарные изделия, молодые художники целые дни посиживали в Историческом музее и усердно там изучали старинную резьбу, набойки и вышивки».
Особенность декораций Васнецова в их абсолютной достоверности, скурпулезной точности в изображении деталей и живоподобии в костюмах. Именно реализм на сцене позволил художнику выразить подлинный народный дух, который потом все сильнее начнет ощущаться в его картинах. Кроме того, работа над оперой имела большое воздействие на эстетические взгляды других деятелей искусства, близких к Абрамцевскому кружку.