Найти в Дзене
Сергей Курий

«Гарри Поттер» - история франшизы, ч.2: сценарий и спецэффекты

Оглавление

Продолжаем обсуждать секреты успеха кинофраншизы про Гарри Поттера, премьера которой состоялась ровно 20 лет назад (1-ю часть статьи - про роль Джоан Роулинг, режиссёров и актёров - можно прочесть здесь). На этот раз мы коснёмся того, как воплощался на экране сюжет и волшебный мир книг английской писательницы.

Сценарий: сокращения и изменения

Наблюдая за фильмами последних лет, поневоле начинаешь думать, что самой главной проблемой кинематографа становится недостаток толковых сценаристов. Ни режиссёрский талант, ни актёрское мастерство, ни обилие спецэффектов не могут компенсировать отсутствие оригинального, увлекательного и продуманного сюжета — той самой истории, которая вырывает вас из реальности, заставляет полностью погрузиться в происходящее на экране и сопереживать вымышленным героям. Попробуйте вспомнить, когда вы последний раз сопереживали героям, волновались за их судьбу? То-то же…

Гермиона, Рон и Гарри среди волшебных шахмат.
Гермиона, Рон и Гарри среди волшебных шахмат.

Казалось бы, с «Гарри Поттером» дела обстоят куда проще. Уже есть замечательная литературная основа, да и сам автор книг всегда под рукой. На самом деле контроль со стороны автора для режиссёра и сценариста — настоящая головная боль. Особенно такого, как Джоан Роулинг, для которой главным был не размер гонорара, а бережное отношение к оригиналу.
Правда, писательница сразу заявила, что осознаёт, что кино и литература — разные жанры, поэтому требовала соответствия не столько «букве», сколько духу книги.

Сценаристом «Гарри Поттера» был назначен Стив Кловз. Стив вспоминал, как сильно волновался перед первой встречей с Роулинг, поскольку не хотел, чтобы писательница думала, что он собирается уничтожить её детище. В свою очередь, Джоан признавалась, что была «заочно» готова «ненавидеть этого Кловза». Однако опасения оказались напрасными.

Джоан Роулинг:
«Когда я впервые встретилась с ним, он сказал мне: «Ты знаешь, кто мой любимый персонаж?» И я подумала, он скажет: Рон. Но он сказал: «Гермиона». И я просто растаяла».
Сценарист Стив Кловз.
Сценарист Стив Кловз.

Кроме того, как я уже писал, Роулинг имела право контролировать творческую сторону фильма, что положительно сказалось на результате.

Стив Кловз (сценарист):
«Ролинг была бесценна, пока я работал над сценарием. Она всегда была готова помочь, очень щедро уделяла мне время».
Дэвид Хейман (продюсер):
«Её знания гораздо глубже того, что написано в книгах. Я смотрю на книгу, как на дерево, и мы видим дерево, но она знает корни».

Разумеется, втиснуть в фильм все нюансы сюжета было физически невозможно — иначе он растянулся бы минимум на пять часов. Говорят, что поначалу студия вообще хотела сделать один фильм на основе первых двух книг. К счастью, этого не произошло.

Крис Коламбус:
«Я услышал про это, проходя интервью на должность режиссёра первой картины о Поттере. Говорили о соединении двух книг, чтобы легче было снимать. Выбрать любимые эпизоды, сделать из них один фильм… И кино получится великолепное, но оно отметёт все продолжения».

Тем не менее, поклонники книг сожалели, когда не видели на экране таких забавных персонажей, как вредный полтергейст Пивз или гномов, которые в книге играли роль… «садовых вредителей»! Очень сильно сократили комические сцены с близнецами Уизли, которые так веселили читателей. Полностью свели на нет сюжетную линию старосты Перси — старшего брата Уизли, который в итоге предаёт свою семью. В последнем испытании на магическом чемпионате куда-то исчезли монстры, населяющие лабиринт. И таким примерам несть числа…

Кроме того, в фильм не попали и некоторые уже снятые сцены. Причём почти все из них можно было бы оставить.
Особенно жаль те купюры, которые касались семейки Дурсли. Например, из первого фильма вырезали сцену, где «приёмышу» Гарри говорят, что, в отличие от Дадли, он будет ходить в обычную «дешёвую» школу и носить старую школьную форму. А из «Даров Смерти» полностью убрали эпизоды, где Гарри прощается с Дурсли. А ведь именно в них эта откровенно пародийная семейка впервые показана с человеческой стороны. Дадли даже в каком-то смысле примиряется с Гарри и жмёт ему руку (хотя, как по мне, это преображение всё-таки сильно притянуто за уши).

Дадли прощается с Гарри.
Дадли прощается с Гарри.

Были в фильмах про Гарри Поттера и нововведения — причём, по большому счёту, удачные. В основном, это касалось зрелищных сцен. Например, в книге сцена с гигантскими «живыми» шахматами выглядела не столь эффектно и драматично. То же касается и сцены с драконом на магическом турнире. В книге он не срывается с цепи и не гоняет Гарри по окрестностям Хогвартса. Но разве эта воздушная погоня испортила сюжет?

Рон ходит «конём».
Рон ходит «конём».

Сцена из «Тайной комнаты», где Гарри сражается с Василиском вообще вышла лучше, чем в книге. Мне всегда было трудно представить, как 12-летний подросток убивает мечом огромную змею. А вот в фильме режиссёр сделал всё возможное, чтобы этот поединок выглядел максимально правдоподобным. Гарри не столько сражается, сколько убегает от Василиска, и монстр напарывается на меч по счастливой случайности.

Гарри и Василиск.
Гарри и Василиск.

Поле для игры в квиддич тоже было подвергнуто ряду изменений. Если в книге оно напоминает традиционный стадион, то в фильме роль трибун стали исполнять высокие башни. Что логично, ведь игра напоминает некую помесь баскетбола и бейсбола, где игроки летают на мётлах. Во втором фильме поле решили дополнительно окружить рвом, в котором Гарри будет удирать от взбесившегося шара-бладжера.

Поле для квиддича.
Поле для квиддича.

Нельзя забывать и об импровизации актёров на съёмочной площадке.
Судя по всему, самым креативным оказался исполнитель роли Люциуса Малфоя — Джейсон Айзекс. В «Тайной комнате» финальная сцена в кабинете Дамблдора поначалу была быть несколько иной. Однако Айзекс чувствовал, что его герой после такого унижения не мог уйти молча. Поэтому актёр сымпровизировал, произнеся напоследок язвительную фразу:
«Что ж, я уверен, что мистер Поттер всегда будет рядом, чтобы спасти нас». Дэниел Редклифф тоже не растерялся и ответил: «Буду. Не сомневайтесь…», чем восхитил опытного актёра. На это импровизации не закончились. Выходя из кабинета, Айзекс посчитал, что будет уместным, если он пнёт своего домового эльфа Добби. Так как Добби был персонажем компьютерным и на площадке отсутствовал, то съёмочной группе показалось, что актёр просто споткнулся…

Гарри Поттер и Люциус Малфой.
Гарри Поттер и Люциус Малфой.

Исполнитель роли Драко Малфоя — Том Фелдон — тоже позволил себе отсебятину в сцене, где Гарри преображается в Гойла и забывает снять очки. Драко спрашивает, зачем ему очки, и Гарри-Гойл отвечает: «Чтобы читать». На что Фелдон насмешливо произносит: «Не знал, что ты умеешь читать…», хотя по сценарию он должен был всего лишь «посмотреть на Гарри с подозрением».

Антураж и спецэффекты

Конечно же, сказка о вымышленном мире, полном магии и фантастических тварей, не могла обойтись без зрелищных спецэффектов и причудливого антуража.
К работе над фильмом было подключено огромное количество специалистов — строителей, осветителей, инженеров, костюмеров, гримёров, мастеров компьютерной графики.

Дракон Венгерский хвосторог.
Дракон Венгерский хвосторог.

Например, далеко не все зрители догадывались, что большинство интерьеров замка Хогвартс были выполнены с нуля. Их мастерили из гипса и дерева, а потом окрашивали в нужную текстуру.
Вдобавок все эти помещения были заполнены множеством причудливых вещей. Так для магазина близнецов Уизли было создано около трёхсот «магических» экспонатов со своими оригинальными названиями. Большинство из них зрители даже не успевают рассмотреть, зато на подсознательном уровне появляется ощущение глубины и достоверности этого вымышленного мира…

Хогвартс.
Хогвартс.

Для подводных сцен четвёртого фильма в студии построили огромный резервуар с водой и синим экраном, решив, что снимать в настоящем — холодном и тёмном — озере неудобно и вредно для здоровья. Кроме того, резервуар пригодился ещё не раз — для «Принца-полукровки» (сцена в пещерном озере) и «Даров Смерти» (где Гарри проваливается под лёд).

Одной из самых технически сложных сцен стала поездка магического трёхэтажного автобуса по ночному Лондону. Чтобы создать впечатление, что автобус несётся с огромной скоростью, окружающие его автомобили заставили ехать не быстрее 13 км/ч (ну, а потом плёнку ускорили).

Трёхэтажный автобус «Ночной рыцарь» проносится между двумя двухэтажными.
Трёхэтажный автобус «Ночной рыцарь» проносится между двумя двухэтажными.

Что касается компьютерных персонажей, то почти все из них получились превосходно — домовые эльфы, драконы, инферналы, лезущие из озера…

В Интернете ходили шутки, что Добби из "Гарри Поттера" похож на Путина, а Голлум из "Властелина Колец" - на Буша-младшего.
В Интернете ходили шутки, что Добби из "Гарри Поттера" похож на Путина, а Голлум из "Властелина Колец" - на Буша-младшего.

Единственным компьютерным персонажем, который мне откровенно не понравился, оказался волк-оборотень из 3-го фильма. Он получился слишком ненатуральным и вместо того, чтобы пугать, больше смешил.

Оборотень Люпин.
Оборотень Люпин.

Иногда создателям фантастических образов приходилось проявлять изрядную смекалку, чтобы фантастические существа выглядели неожиданно и свежо. Как в случае с русалами и русалками, лицам которых придали рыбьи черты (Знаю-знаю, мы были первыми... Помните подводную принцессу из советского мультика "В синем море, в белой пене"?:)).

Русалка.
Русалка.

Особенно долго мучились над образами дементоров — жутких существ в чёрных капюшонах, которые высасывают из людей радость.

Дементор.
Дементор.

Когда я читал книгу, то не мог избавиться от ощущения, что представляю себе то назгулов из «Властелина Колец», то расхожий образ смерти (разве что без косы).

Режиссёр «Узника Азкабана» — Альфонсо Куарон — это понимал и хотел, как можно дальше уйти от подобных стереотипов. В итоге, дементоры в его фильме превратились в существ эфирных, которые парят в воздухе с развевающимися лоскутами плащей.
Менее жуткими они от этого не стали — наоборот, их внешность чем-то походила на прокажённых с гниющей плотью. Интересно, что поначалу Куарон сделал куклы и даже погружал их в воду, чтобы передать текучую пластику, К сожалению, данный метод оказался непрактичным, и дементоров сделали на компьютере.

Дементоры.
Дементоры.

Огромное количество сил и времени было потрачено и на создание гиппогрифа. Тут задействовали и компьютерную графику, и автоматизированную модель. Разработчикам пришлось поломать голову над тем, чтобы эта помесь птицы и лошади двигалась в кадре, как можно естественней.
Кстати, не все замечают, что во время первого появления гиппогрифа на экране, это животное испражняется аки лошадь. Наверное, это был первый фильм, где компьютерный персонаж совершал прозаический акт дефекации.

Гиппогриф.
Гиппогриф.

А вот для создания гигантского паука Арагога компьютерную графику решили не использовать, и надо сказать кукла получилась весьма убедительной.

Паук Арагог.
Паук Арагог.

Кроме кукольных и «цифровых» моделей в «Гарри Поттере» участвовало немало настоящих животных, у каждого из которых был свой дрессировщик. Например, Гэри Джеро отвечал за дрессировку птиц — сов и ворон. Да-да, 80% сов в фильме были натуральными. Их действительно выучили летать в нужном направлении и переносить почтовые грузы вроде метлы «Нимбус 2000». Это было нелегко, ведь совы особой сообразительностью не отличаются. Недаром в роли белой совы Букли использовали 3-4 птицы.

Сова Букля.
Сова Букля.

Другие дрессировщики отвечали за крысу Рона, кота Гермионы и летучих мышей в доме Хагрида. Чтобы сделать кота более мрачным его даже пришлось гримировать.

Гермиона с котом Живоглотом.
Гермиона с котом Живоглотом.

На съёмочную площадку «Узника Азкабана» даже привезли редкого карликового бегемота. Его можно видеть на одной из «живых» картин Хогвартса, в которой Толстая Леди прячется от Сириуса Блэка.

-21

Музыка

Напоследок, нельзя обойти вниманием и замечательную музыку, которую написал ни кто иной, как Джон Уильямс — создатель саундтреков к фильмам «Челюсти», «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Один дома» и многим-многим другим. Одна из написанных к «Гарри Поттеру» тем — «Тема Букли» — так всем понравилась, что стала заглавной для всей франшизы.
В 2002 году за музыку к «Гарри Поттеру» Уильямса номинировали на «Оскар». Однако очередную статуэтку в свою коллекцию («Оскаров» у композитора было уже пять) он не получил, уступив приз Говарду Шору, написавшему саундтрек к «Властелину Колец».

О прочих интересных фактах из истории каждого фильма франшизы я расскажу уже в заключительной — третьей — части статьи.

Автор: Сергей Курий

Другие статьи по теме: