Новость дня. 15 декабря Ильхам Алиев и Никол Пашинян едут к Владимиру Путину в Сочи.
Что-то невообразимое творится в мировой политике. Встреча лидеров Армении и Азербайджана в Брюсселе на саммите Восточного партнерства давно уже была анонсирована на 15 декабря. И вот тебе казус. Некоторые авторитетные СМИ, в частности «Спутник. Армения» сообщают, что глава Евросовета Шарль Мишель встретится с Алиевым и Пашиняном вечером 14 декабря, а 15-го те отправятся в Россию. На сайте Кремля этой новости пока нет...
Что такого могло произойти, чтобы давно запланированные переговоры перенесли на день раньше? Мне тут уже писали в комментариях, что у Путина писалка не выросла, чтобы вызывать глав суверенных государств к себе на ковер. Но, черт побери, как это еще можно трактовать в данном случае? В голову приходят только какие-то фантастические гипотезы. Например, что Путину пришла в голову гениальная идея, как навсегда помирить армянский и азербайджанский народы, чтобы те на протяжении следующих тысячелетий жили в дружбе, согласии и без территориальных претензий. И даже детей своих друг на друге женили. Эта идея настолько мощная и разрывает Путина изнутри, что он и дня лишнего вытерпеть не может. Вот и приглашает к себе Алиева с Пашиняном прямо в тот день, когда они должны были встретиться в Брюсселе и имели какие-то свои планы в рамках Восточного партнерства…
Увы, это всего лишь фантастическая гипотеза. Взаимная неприязнь между армянами и азербайджанцами настолько велика, что ее невозможно искоренить каким-то, пусть даже гениальным политическим решением. Похоже, что все намного проще и жестче. Этот вызов идеально вписывается во всю политику Кремля последних дней. Особенно, после видеоконференции Путина и Байдена 7 декабря. Достаточно просто посмотреть российские новости. С экранов телевизоров мы слышим о геноциде русского народа на Донбассе; о засилье американских агентов, которые в начале 90-х проникли в правительство России и пытались превратить нашу страну в Зимбабве; о долге Украины перед Россией по зарубежным активам… И много еще о чем, выдержанном в крайне резких тонах. Почему все эти события стали так активно обсуждаться именно сейчас? Почему информационная атака российских СМИ и политиков началась после встречи с Байденом?
Лично у меня складывается ощущение, что Большая игра между Россией и англосаксами вступила в решающую стадию. На грани прямой конфронтации. И Армения с Азербайджаном лишь игральные карты на покерном столе. Какой вопрос сейчас стоит особенно жестко между Арменией и Азербайджаном? Какой вопрос не нашел решения во время встречи в Сочи 26 ноября? Правильно – о статусе Нагорного Карабаха. Азербайджан, в друзьях у которого член НАТО Турция, никогда добровольно не пойдет на признание Арцаха независимой от него территорией. Сам не пойдет. Но ведь можно вспомнить, что у Армении всегда был верный союзник, который никогда не бросал ее в беде. И этот союзник уже признал независимость Абхазии и Южной Осетии…
Можно ли предположить, что Владимир Путин решил перехватить инициативу из рук Запада в закавказском вопросе? Можно. Но для этого должны быть весомые аргументы. Кроме Карабаха, я этих аргументов особо не вижу. Чем выгодно для России решение карабахского вопроса в пользу Армении? Мы вернем надежного (надеюсь) друга в Закавказье, граничащего с Ираном, который все стремительнее, учитывая общую конфронтацию с Западом, становится нашим союзником. Показательно, что на тот же день – 15 декабря – запланированы видеопереговоры Путина с Си Цзиньпином. Складывается ощущение, что Кремль прям активно формирует ось, опираясь на которую сможет уверенно противостоять давлению западных держав. Не удивлюсь, если скоро и Афганистан признаем с его нынешним правительством…
Это было только мое мнение. Скоро узнаем, как все обстоит на самом деле. Подписываемся на канал. Спорим.
Илья Гусаров