Найти тему
Облачная овечка

Заметка шестая. Сила воли.

Полных людей часто обвиняют в безволии и слабости. «Ненавижу полных людей, которые не могут взять себя в руки и похудеть», «Толстые люди почти всегда «размазня» по характеру», «У толстяков нет воли, а безвольных я не уважаю». Эти слова я прочитала на форуме в статье о нелюбви к полным особам.

Интересно, что объемы тела активно волнуют людей, казалось бы, гораздо больше любых других отклонений. На мой взгляд это тесно связанно с самоопределением писавшего такой комментарий человека. Я вижу в этом некую долю нереализованности в жизни, попытки быть лучше хоть в чём-то. У тебя лишние килограммы? Ты – безвольный. А вот я горда собой на твоём фоне.

Быть лучше не из-за собственных заслуг, а из-за ошибок и проблем других людей – странно. Это отлично характеризует человека с подобным мнением. Толстота может не нравится эстетически, но нормальная цельная личность вряд ли бы стала уделять так много внимания оценке внешности окружающих людей. Так что для себя я определила одно – можно лишь простить и понять рассуждающих подобным образом. Кто знает, может есть в них скрытые обиды, а может, это некое внутреннее обнищание, или же просто глупость.

Перейдем же к сути самих комментариев.

«Нет воли». Это сочетание слов часто мелькает при обсуждении истоков появления лишнего веса. Но я в корне не согласна с таким мнением. Анализируя собственный опыт, скажу, что причина не идеальности моей фигуры совершенно в другом.

Я очень волевой человек. Поставлю для себя какую-то цель и иду к ней. Все мои успехи и заслуги связаны с моим волевым усилием и это явно противоречит «безвольности», приписываемой полным людям. В моём представлении безвольным человек становится при наличии сильных психологических проблем. Например, люди в глубокой депрессии, для которых даже подъем с кровати требует усилия. И этот вопрос не столько связан с личностью, сколько с аспектами психического здоровья, которые зачастую возникают из-за физиологических причин или каких-то острых переломных моментов в жизни.

Прочитала интересную мысль. Толстый человек априори не может быть безвольным, так как сам процесс добычи «вкусностей» требует от него усилий. Действительно, часто такое бывало, захочу что-то определенное, например, большую пачку чипсов. Встану и иду за ней в магазин, ведомая своими желаниями. А легко ли взять, сорваться и пойти куда-то? А если мы говорим о том, чтобы под конец рабочего дня заскочить в неблизкий к дому ресторан и взять оттуда еды на вынос? А как же готовка? Когда ты исполняешь какой-то сложный рецепт ряди вкуса приготовленного блюда? Каждый акт добычи требует определенных усилий и эти простые примеры отлично опровергают факт отсутствия воли у толстого человека.

Мне кажется, тут все гораздо глубже. Проследим логическую цепочку. Первое её звено - моё желание похудеть. Допустим, оно основано на непринятии вида моей фигуры, идеи сделать её лучше. Всем известно, что само похудение возможно только при регулировке рациона питания и соблюдении разности потребляемой и потраченной энергии. Если ты ешь больше, чем тратишь – ты толстеешь, если меньше – худеешь. Руководствуясь этим, я начинаю питаться сдержаннее, делать дополнительные упражнения, повышать активность. В таком режиме проходит несколько дней, может быть неделя, две. Потом случается срыв. Причины моих срывов я опишу в следующих заметках, а пока предположим, что меня приглашают на праздник, где в доступе обилие вкусной еды. В этот момент во мне происходит процесс сравнения двух состояний. Что я хочу больше? Вкусно поесть на празднике, отдохнуть, или, придерживаясь диеты, сдерживать себя, ограничивая в удовольствии?

Тут наша логическая цепочка приходит к кульминационной точке. Анализируя свою жизнь, я понимаю, что в подобные моменты я фактически на автомате выбираю сиюминутное наслаждение. По привычке чаша весов склоняется в сторону небольшого удовольствия здесь и сейчас от полноценного когда-то спустя долгое время. И это усилие выбора такое же волевое, как и любое другое.

А что происходит дальше? Диетная линия прерывается, возникает чувство неудовлетворенности, недовольства собой. Возникают сомнения. Это приводит к «откладыванию» решения о возобновлении другого режима питания. Последнее звено в цепочке – момент, когда здравый смысл вновь начинает брать верх над эмоциями и пищевыми привычками, и мы возвращаемся в самое начало алгоритма.

Это примерное описание ситуации диетических качелей, когда период похудения чередуется с периодом обжорства. Чем длиннее были мои диетические недели, тем мощнее вслед за ними приходили волны перееданий.

Так что же регулирует силу воздействия на наши желания, если не воля? На мой взгляд – это собственная мотивация. Если бы нас завели в комнату, где душно, мы бы открыли окно. А если в комнате нормальный климат – окно остается закрытым. Думаю, вопрос в том, что является определяющим фактором в начале процесса похудения. В этом страшно признаваться, но в какой-то момент я поняла, что мне достаточно комфортно быть толстой. И возникающие из-за лишнего веса проблемы не заглушают желание вкусно поесть вечером.

Да, я хочу похудеть. Действительно хочу. Но здоровый, необратимый процесс похудения занимает не неделю, не месяц и даже не год. И каждый раз сталкиваясь с выбором между «вкусно провести вечер» и «остановиться, чтобы увеличить прогресс потери веса», я выбираю первое. И этот выбор делаю именно я, никто другой.

Поэтому я считаю, что вопрос похудения не совсем корректно называть вопросом силы воли. Лень – отсутствие желания, ровно, как и тьма – отсутствие света. Придя к этому в своих размышлениях, я почувствовала себя странно. Словно я решала задачу не тем методом, подставляя не те данные не в ту формулу. Сейчас передо мной остается определить две переменные: мою мотивацию, то, почему я действительно ХОЧУ похудеть, и мои «камни преткновения», склоняющие чашу весов не в ту сторону. Только осознав эти два фактора возможно правильно поставить знак неравенства и найти решение.