Всем Доброго Аудиофильского!
Вот есть у меня на канале хорошие подписчики!!! Есть! И это очень сильно радует!
Вот пару дней назад один такой берет и пишет коммент, что звук в фильмах на видеокассетах был лучше, чем на ДВД. Там конечно с ним спор от других участников разразился.
Но я решил, что нужно поддержать человека. Есть в его словах доля истины!
фото коллаж на обложку из фото отсюда:
1. https://novate.ru/blogs/270119/49248/
2. https://yahoo.aleado.ru/lot?auctionID=x666433099
Конечно мои фотки сейчас они несколько сложнее. Здесь ведь D-VHS. А он цифровой и фулл-хд выдает на обычной видеокассете.
Он для ностальгирующих, кто хочет форм-фактор кассеты и современное качество изображения.
Но мы сегодня призадумаемся вот над чем.
Объемный звук на видике изначально был в формате "стерео фронт" + центр + моно тыл в 2 колонки по бокам + сабвуфер.
Все это изначально на студии кодировалось в 2х канальную аудио-дорожку, из которой потом вытаскивалось дома или в кинотеатре специальным декодером.
Для кино это дело называлось Dolby Stereo, а для дома Dolby Pro-Logic.
Процесс кодирования - декодирования был аналоговый. Само сведение звука на студии было сначала аналоговым. Позже стало цифровым. Но несжатым.
Само сведение оно и сейчас не сжатое. Только потом уже для изготовления тиражных копий для кинотеатров и домашних форматов происходит сжатие.
В конце 80х компания Долби сообразила новый формат записи. Назвали его Dolby Spectral Recording.
Здесь звук хитрый. Здесь 3 канала в потоке стандартного стерео-потока на ЦД.
Сделано это с целью обеспечения совместимости с форматом Laser Disk в который закатывали эту дорожку в стандартный поток данных выделенный под звук в носителе. Чтобы сохранить совместимость.
Для обеспечения этого дела понизили частоту дискретизации до 32 кГц. А глубину квантования до 12 бит. Это позволило выделить 3й канал на 22 кГц дискретизации и 8 бит.
Но что это за канал? Вот тут веселуха начинается. Из стандартной стере-пары так же вытягивали 4.1 каналы с моно тылом. Но тыл теперь писали по принципам MS кодирования.
Это когда не правый и левый канал, а моно и Side канал звукоразностный. Причем это кодирование оно еще в конструкции микрофонов придумано было. А уже потом в электронике его повторили.
И вот здесь дополнительный канал - это как раз звукоразностный, который позволяет разложить моно тыл на стерео.
В кинотеатрах при этом на ленту записывались синхро коды, а плеер рядом стоял и с Компакт Диска воспроизводил звук. Дисков шло по 2 штуки к фильму.
В середине 1990х эти диски возьмут на вооружение форматы объемного звука DTS и SDDS.
Суть в том, что в 1993м году компания Долби решит сделать Dolby Digital. Его удобством стало то, что звук порописывается сразу на пленку.
Плюс в нем 5.1 независимый. Отдельно и дорожка саба, и отдельно все 5 каналов. И все это на пленке. Без внешних дисков и проблем синхронизации.
Но алгоритм сжатия в этом кодеке самый вредный для звука какой только можно придумать.
Вернее как. Он с одной стороны дает минимум артефактов на коротких быстрых звуках. С другой он максимально-экономично использует ресурсы.
Для его работы нужен просто другой код в процессоре ЦД плеера. Ресурсов его процессора, что проверяет контрольные суммы кода Рида-Соломона за глаза и еще останется.
Там идея простая. Вместо 16 бит транслируются только 4 но в каждом кадре(коих примерно как в видео - точное число увы забыл) транслируется уровень громкости этих 4х бит.
Таким образом происходит сжатие динамического диапазона. По факту мы имеем сигнал на 48 кГц и 4 бит. Но при этом у нас есть дополнительный регулятор громкости, указывающий, на какой громкости эти 4 бита выводить.
Орать или шепотом.
На коротких быстрых звуках с этим алгоритмом проблем почти нет. А вот на музыке - здесь звук акустической гитары превращается в жуткую картонную коробку.
Сжатие вытягивает все тихие звуки до уровня громких. Ну или совсем теряет их.
При этом если в фильме кроме рева мотора, или бабаханий каких, присутствует например монотонный шум самолета, или шум прибоя, или буря в океане - звук так же страдает, лишаясь глубины о объема.
Да и на бабаханьях по правде сказать тоже, в сравнении с тем же ДТС, звук значительно более зажатый.
DTS в этом плане пошел по пути более сложному, ресурсоемкому. Он использует сжатие типа MPEG1. Звук там как на современном ютубе.
Т.е. в целом не плохо, но поджатость все таки есть. Да и на верхах грязновато.
Алгоритмы ритмы при этом более ранние и требующие большего потока данных. На 5 каналов там 1.5 Мегабит-сек как на Компакт Диске. Правда на ДВД частенько встречается еще и половинный поток данных. Причем чаще на музыке, чем на кино. Парадокс какой-то.
А SDDS, которого я никогда не видел в домашнем исполнении, это Sony Digital Dynamic Sound который тот же DTS, только на алгоритмах ATRAC, что на Мини-Дисках применялся.
Этот формат продержался на профессиональной арене до 2012го года.
В общем, что нас ждет в плане звука если мы будем иметь дело скажем с фильмом Терминатор Часть 2?
А будет у нас на Видике фронтальная пара от Спектрал Рекординг. Т.е. про-лоджик с моно тылом. Но при этом не сжатый. С дискретизацией на 32 кГц.
А вот на ДВД у нас будет Долби Диджитал. Который при сравнении впритык, сделает звук значительно более плоским.
Нам конечно может повезти и мы найдем фильм с ДТС дорожкой. Там все будет весьма не плохо.
И при этом более объемно за счет и стерео-тыла и лучшего разделения по каналам нежели в про-лоджике.
Но фильмов с ДТС, особенно в переводе мало.
Сегодня на Блюрей Дисках есть конечно как не сжатые форматы, так и сжатые по хитрым методам, с финальным результатом стиле FLAC кодеков. Т.е. без потерь.
Но опять-таки проблема перевода. В оригинале еще найти можно такой звук. Те же Dolby TrueHD и DTS-HD. А вот в перевод скорее всего все равно будет в формате DD. Хотя исключения бывают.
При этом на VHS в 90х тоже звук стал из DD сделанным. Особенно если он синхронный перевод. А вот дубляж порой и в 90х на видиках встречался не сжатый.
У меня в этом плане есть фильм Дневной Свет с Сильвестром Сталлоне. На ДВД там DD. В обоих случаях один и тот же дубляж. А вот на видике такой объемный и насыщенный звук, что и мысли в голову не приходит, что тыл в МОНО.
Особенно момент когда они вентилятор останавливают и там ключи металлом звенят, на фоне гула воздуха. На видике эти ключи звенят ничем не зажато и натурально до мурашек. А на ДВД на этом эпизоде звук вообще ни о чем. Его не спасает даже оригинальная дорожка в этом же ДД. На видике круче. Вот реальный факт.
Но есть у меня на видике и другие фильмы, где по всем признакам слышно, что звук это ДД чистой воды.
Т.е. случаи значительно лучшего звука на ВХС - они возможны, имеют место быть, и особенно актуальны в случае качественного дубляжа.
Вот такая история.
Спасибо, что дочитали!