Посмотрела 19 минут
Вопрос, который регулярно у меня всплывает и который почему-то я не слышала ни из чьих чужих уст: каких целей в образовании стоит задача достичь? Образование, в частности школьное, это не столько фундаментальные знания об окружающем мире и базовые правила грамматики арифметики и всего прочего, сколько социокультурные и нравственные нормы общества, нормы поведения, "идеальная" личность и внутреннее ощущение маленького человека в обществе. В Советском Союзе правильный школьник - патриот, приверженный интересам партии и знающий, что живёт на благо общества, он, как единица, не важен и никому не нужен, он нужен как шестеренка для механизма. У нынешней власти понятие о правильном школьнике какое-то иное, я, правда, так и не поняла какое. Вечно меняющееся, нестабильное и невозможное, наверное.
Алиса - освоила школьную программу в абсолюте, знает много языков, к её академическим способностям нет вопросов. Но сидит ребёнок загнанный, с нервными тиками несколькими сразу, пустым взглядом, мешками под глазами, кричит на отца, когда тот хочет её коснуться. И получилась опять та же история о крайностях: учится хорошо, чувствует себя плохо. А нужно чувствовать себя хорошо и учиться хорошо? А учиться хорошо это как? И зачем?
На 26-27 минуте
женщина говорит о том, что школа это институционально нормированный орган, который соответствует политике государства
У школы наверное и не должно стоять задачи делать уникальных людей, в масштабах как и отдельно взятой страны, так и человечества в целом, вряд ли выгодно иметь слишком много оригинальности, её и не возможно было бы достичь. Мне об этом постоянно говорит мама, что государству нужны тупые люди, возможно как-то грустно или дискриминирующе звучит, но людей в мире несколько миллиардов и чтобы стать особенным надо действительно что-то делать, а не уповать на какие-то там системы
Досмотрела
С одной стороны кажется, что школа не должна быть токсичной средой. Но, тем не менее, школа это место где ты учишься жить, и как бы не говорили, что она не готовит выпускников в жизни, она не готовит к жизни какой? Мы живём в мире, где на нынешнем этапе можно узнать абсолютно любую прикладную информацию бесплатно и быстро, при должном желании, разумеется. Стоит ли вводить уроки об оплате ЖКХ и налогов, о трудоустройстве, о планировании бюджета, если всё это на ладони и стоит только осознать, что тебе это нужно, никто не запрещает пользоваться информационным пространством. Хоть этим информационным пространством, как я заметила, большинство пользоваться и распоряжаться почему-то не умеет.
Школа прекрасно справляется с тем, чтобы помочь человеку принять и построить своё начальное место в социуме: найти друзей, понять, ты (экстра/интро)верт, какая доза общения тебя устраивает и с какими группами людей как принято общаться. Это непосредственно то, что ждёт дальше.
В школе есть буллинг - взрослые люди тоже довольно токсичные, разумеется, они вырастают из таких же токсичных детей иногда, но нет формулы идеального человека и всех устраивающей модели поведения, мы на то и люди, чтобы быть не такими, какими нас хотят видеть и для того и живём, чтобы отличаться от всех. Любая агрессия в твою сторону это опыт, в детском возрасте она более травматичная, но если у человека слабая психика изначально, не столкнувшись с таким в раннем возврате он и подавно не справится с этим в более осознанном.
То, что школьная программа состоит из ненужной информации:
Я, правда, сейчас не ощущаю, что мне преподают что-то лишнее и ненужное, может потому, что у меня в приоритетах быть в теме по всём вопросам. Тем не менее, например, математика - это не про применение формул и теорем в обычной жизни, это выстраивание логических цепочек, история - это про базовое представление о мире, в котором ты существуешь, литература - умение в анализ и эмпатию что ли. И если посмотреть со стороны принятия картины мира: "мне не нравится, но меня заставили", к сожалению, и я и ты песчинки в море, над которыми висят рыбы всё крупнее и крупнее, и им абсолютно все равно, что тебе не нравится
Есть всё возможности и ресурсы дабы двигаться дальше и не застревать на месте школьной программы, если кого-то волнует медленность образования.
В седьмом классе я начала успешно довольно проходить курсы по вузовской математике и всём сопряжённым, математическая логика, линейная алгебра, но на статистике я застопорилась. Только потому, что мы в школе ещё не прошли квадратный корень. Если бы я тогда прошла его и пошла дальше, кем бы я стала? Семиклассницей, которая зачем-то делает статистические выборки и анализ? И что бы я делала дальше? В сфере применения навыков и знаний особенно важно сопряжение психологического состояния личности вместе с когнитивными чисто данными. Учимся мы наверное 11 лет не потому, что за более короткое время нельзя выучить всю предложенную информацию, а потому, что 11 лет это среднее время, за который человек достаточно социализируется, чтобы понять кто он и куда он идёт и становится способным сделать первый шаг. Естественно, все разные, кто-то может раньше, кто-то может позже. Ну так делайте его раньше, что вам мешает? Меня удивляли мои прошлые одноклассники, ведь я знала и видела, что кроме школы и одного кружка они больше ничем не занимаются, общаются только с теми же одноклассниками и может одним-двумя друзьями со двора, но ведь мир много больше выделенного квартала города, много больше города, много больше страны и много больше школы. Школа занимает не так много времени, чтобы не быть способным заниматься чем-либо ещё. Миллион возможностей для самореализации в любом возрасте: книги, олимпиады, конкурсы, клубы, ненормированная деятельность и всё, что угодно.
Можно стать кем угодно и быть сколь угодно масштабным, если это действительно нужно. Быть гениальным это не здорово и не нужно, человеческое счастье зачастую в простоте и спокойствии, можно найти одно любимое дело и заниматься им всю жизнь, даже если ты учился плохо, даже если ты не выиграл сотню медалей, даже если у тебя плохие отношения с родителями. Важно научиться слушать и слышать себя, делать выводы и давать отчёт о действиях.
Ещё не понимаю стремление за быстро всё успеть: Алиса окончила 11 классов в 8 лет зачем? В передаче не был дан конкретный ответ
- Зачем вы всё это делаете?
- А почему нет?
Я думаю, нет
Средняя продолжительность жизни - 60 лет, не нужно гнаться за абсолютно эфемерной целью и неустанно растущим результатом, нужно научиться быть пластичным, адаптированным и адаптирующимся, образованным ровно в той степени, которая требуется для реализации себя и дальнейшего образования, если появится желание его получить.