Найти тему
Дневник трейдера в юбке

Причины не участвовать в IPO

Оглавление

Некоторое время назад я опубликовала свои результаты по IPO в которых участвовала. После этого мой подписчик прислал ссылку на пост под названием "почему я не участвую в IPO". Аргументы приведенные там мне показались разумными, но как показывает практика, они не всегда работают. Я решила провести их разбор и подумать как использовать эти аргументы в свою пользу.

Аргумент 1 - все пытаются продаться дорого

Самый основной аргумент статьи о которой я рассказывала выше это тот факт, что текущие владельцы хотят продать акции дорого, чтобы максимизировать приток денежных средств. Аргумент этот достаточно логичен и с ним сложно поспорить. Прекрасный пример - IPO Fix Price когда заранее было известно, что мультипликатор P/E завышен. Я сама писала о том, что стоимость акций кажется завышенной. Результат на лицо, сейчас акции торгуются почти на 20% ниже цены размещения. Таких примеров на американской бирже достаточно много.

Но, на стоимость компании можно посмотреть и с другой стороны. Как формируется стоимость компании на бирже? Стоимость компании - это количество выпущенных акций умноженное на их стоимость. Если парочка трейдеров с Reddit задерет стоимость акций за один день на +100%, стоимость компании ровно за один день вырастит в 2 раза. Да, да, ведь как только компания вышла на биржу, ее стоимость определяется рынком, спросом и предложением.

Именно поэтому нет точной стоимости, нельзя сказать, что Fix Price должен сейчас стоить 7 миллиардов долларов, а стоит всего 6.6. Есть какие-то ориентиры, например тот-же P/E, Можно сказать, что этот показатель у российский ритейлеров колеблется в диапазоне 14-20, если магазин хочет выйти на биржу с P/E 31-35, это многова-то. Но в то же время есть Tesla, ее P/E просто колоссальный. Сейчас котировки компании падают, но они достаточно долго росли при огромном P/E.

Котировки Fix Price с момента размещения
Котировки Fix Price с момента размещения

К чему я это все? Да к тому, что естественное есть владельцы бизнеса, которые хотят провести IPO по завышенной границе, это естественное желание. А еще есть андерайтеры, которые организовывают размещение и они должны трезво смотреть на ситуацию и не допускать такого завышения. Но на практике, только интерес инвесторов определяет по какой цене пройдет размещение и какой дальше будет тренд. И то, что стоимость акций после размещения иногда растет показывает, что не всегда владельцы продают дорого. Ведь "дорого" в данном случае - это условная граница. Если цена после IPO пошла вниз, значит инвестор купил акции дорого, если цена пошла вверх, значит покупка была сделана по хорошей цене.

Аргумент 2 - Руководство компании дает оптимистичные прогнозы

Честно говоря над этим аргументом я долго смеялась. Безусловно руководство компаний дает оптимистические планы, но они их строят каждый год и не только для IPO, но и для планирования своей внутренней деятельности. Ведь если нет целей, то непонятно к чему идти. Через цели и прогнозы по увеличению прибыли решается вопрос о внедрении новых технологий, покупке активов и так далее. Руководство всех компаний старается дать оптимистические прогнозы настолько, насколько это возможно. Подобные прогнозы иногда могут даже поднять цену акции уже торгующейся на бирже, что тоже кстати риск для инвестора. Поэтому инвестору надо уметь критически относиться к тому, что написано. Инвестирование - это риск, не важно как покупаются бумаги через IPO или у другого инвестора. И всегда все компании стоят оптимистические планы.

Я сама часто читаю официальные проспекты компаний, которые верстаются перед IPO и в каждом из них андерайтеры подсвечивают не только плюсы, но и риски. Если говорить про несостоявшееся IPO Делимобиль, то в проспекте например были указаны риски связанные с введение ограничительных мер из-за пандемии и быстрым развитием каршеринга от Яндекс.

-3

Лично я считаю, что в 99% случаев нельзя говорить о том, что когда компания выходит на IPO она ради этого дает оптимистические прогнозы. Нет. Она всегда их дает, просто во время IPO компании находятся под микроскопом инвесторов и андерайтеров, поэтому данные прогнозы маячат на глазах.

Аргумент 3 - После IPO большинство акций падают в цене

Если смотреть статистику по американским биржам, где каждый год через процедуру IPO проходит множество корпораций, то да, вероятно мы увидим не радостную картинку. С этим аргументом нельзя поспорить, далеко не все компании вышедшие на биржу торгуются выше цены размещения даже спустя много лет. Да что тут говорить, взгляните на ВТБ. И нет универсального совета как выбирать акции компаний, которые не подешевеют после размещения. И нет универсального совета как оптимизировать риски, но посмотрите на тепловую карту биржи за март 2020 года. Тогда в цене падало не большинство компаний, а буквально все. Поэтому если так бояться падений, то лучше с акциями вообще не связываться.

Но не могу обойтись без "но" и на этот раз. Взгляните на график Fix Price на картинке выше, на этом размещении вполне можно было заработать.

Лично я участвую в IPO, но выборочно. И в принципе я довольна своими результатами, но если бы я участвовала во всех размещениях подряд, вполне возможно, что мой профит был бы ниже

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией участвовать в IPO.