Найти в Дзене

Картины «Тройка», «На бульваре» и «Бабушкин сад». Где это было? И как выглядит сейчас?

На классических полотнах Поленова, Перова, Саврасова, Владимира Маковского показаны реальные московские пейзажи. Были написаны с натуры улицы и дома. Хотите узнать, какие? Василий Поленов. «Бабушкин сад» и «Московский дворик». 1878 год «Московский дворик» – картина радостная: А «Бабушкин сад» – грустная: Не всем известно, что на обоих полотнах Поленова изображен один и тот же дом. Старинный барский особняк и сад («Бабушкин сад») показаны в левой части «Московского дворика». Все это запечатлено с топографической точностью. И деревянный дом, и сад располагались в Трубниковском переулке. Художник написал «Московский дворик» из окна другого деревянного здания, которое стояло на углу Трубниковского и Дурновского (теперь улица Композиторов) переулков. Сейчас на этом месте стоит удивительно уродливый дом: Современная схема: Василий Перов. «Тройка». 1866 год Самая страшная, эмоциональная картина Перова написана на фоне реальных зданий. Это внутренний проезд Рождественского бульвара: в «кадр» п
Оглавление

На классических полотнах Поленова, Перова, Саврасова, Владимира Маковского показаны реальные московские пейзажи. Были написаны с натуры улицы и дома. Хотите узнать, какие?

Общая схема. 1 - картины Поленова "Бабушкин сад" и "Московский дворик". 2 - картина Перова "Тройка". 3 - картина Маковского "На бульваре". 4 - картина Саврасова "Сухарева башня" (передний план - довольно далеко от башни)
Общая схема. 1 - картины Поленова "Бабушкин сад" и "Московский дворик". 2 - картина Перова "Тройка". 3 - картина Маковского "На бульваре". 4 - картина Саврасова "Сухарева башня" (передний план - довольно далеко от башни)

Василий Поленов. «Бабушкин сад» и «Московский дворик». 1878 год

«Московский дворик» – картина радостная:

Поленов. Московский дворик
Поленов. Московский дворик

А «Бабушкин сад» – грустная:

Поленов. Бабушкин сад
Поленов. Бабушкин сад

Не всем известно, что на обоих полотнах Поленова изображен один и тот же дом. Старинный барский особняк и сад («Бабушкин сад») показаны в левой части «Московского дворика».

"Бабушкин сад" и особняк на картине "Московский дворик"
"Бабушкин сад" и особняк на картине "Московский дворик"

Все это запечатлено с топографической точностью. И деревянный дом, и сад располагались в Трубниковском переулке. Художник написал «Московский дворик» из окна другого деревянного здания, которое стояло на углу Трубниковского и Дурновского (теперь улица Композиторов) переулков.

Схема на основе карты Хотева (1852 год), за четверть века здания во дворе не изменились. Черная стрелка - "Московский дворик", голубая стрелка - "Бабушкин сад", красным кругом обведен "бабушкин" особняк, тонкая зеленая линия - граница сада на карте
Схема на основе карты Хотева (1852 год), за четверть века здания во дворе не изменились. Черная стрелка - "Московский дворик", голубая стрелка - "Бабушкин сад", красным кругом обведен "бабушкин" особняк, тонкая зеленая линия - граница сада на карте

Сейчас на этом месте стоит удивительно уродливый дом:

На перекрестке Трубниковского переулка и Композиторской, вид в направлении Поленовского дворика. Снять сам двор не удалось. Фотография автора
На перекрестке Трубниковского переулка и Композиторской, вид в направлении Поленовского дворика. Снять сам двор не удалось. Фотография автора

Современная схема:

Черная стрелка - "Московский дворик", голубая стрелка - "Бабушкин сад". Схема на основе современной Яндекс-карты.
Черная стрелка - "Московский дворик", голубая стрелка - "Бабушкин сад". Схема на основе современной Яндекс-карты.

Василий Перов. «Тройка». 1866 год

Перов. Тройка
Перов. Тройка

Самая страшная, эмоциональная картина Перова написана на фоне реальных зданий. Это внутренний проезд Рождественского бульвара: в «кадр» попали стены и башня Рождественского монастыря.

На Яндекс-картах
На Яндекс-картах

Вот как эти места выглядят в наши дни:

Рождественский монастырь, фотография автора
Рождественский монастырь, фотография автора

Таковы реалии середины XIX века: вода по трубам доходит только до фонтана в низине, на Трубной площади, а дотащить «основу жизни» до своих домов – дело рук самих горожан. Потому трое детей тянут бочку с водой вверх по обледенелому откосу.

Башенка Рождественского монастыря, фотография автора
Башенка Рождественского монастыря, фотография автора

Владимир Маковский. «На бульваре». 1886 год

Нечерноземная Россия не была уже сельской страной (парадокс?). Значительная часть «крестьян» жила между деревней и городом: в родное село мужик приезжал лишь на страду… или уже не приезжал. Деньги он добывал в городе и развлекался там, как умел. Что приводило к семейным драмам, одна из них изображена на картине Маковского.

Владимир Маковский. На бульваре
Владимир Маковский. На бульваре

«Невстреча» подгулявшего супруга с молодой женой произошла на Сретенском бульваре. Художники часто работали здесь: в двух шагах, на Мясницкой, находилось Училище живописи, ваяния и зодчества. Парень с гармошкой, Афанасий Филатов, работал на Мясницкой дворником, к нему приехала на время жена Аграфена с дочкой Ефросиньей. Неясно, как на самом деле складывались отношения в этой семье: крестьяне просто позировали перед Маковским. Два этюда к картине «На бульваре» художник подарил молодой семье. Маленькая Ефросинья хранила эти этюды в избе до самой смерти (1964 год).

Мы видим центральную часть Сретенского бульвара, вид на северо-восток. Ориентиры – Сухаревская башня (слева на горизонте) и церковь Николая Чудотворца на Дербеневе (в центре).

Схема на основе Хотевского плана (1852 год). Зеленым кругом обвожу церковь Николая Чудотворца на Дербеневе
Схема на основе Хотевского плана (1852 год). Зеленым кругом обвожу церковь Николая Чудотворца на Дербеневе

Впрочем, Маковский был не так аккуратен, как Поленов, и в деталях, вероятно, есть неточности. Но главное узнается: силуэты церквей вдали, характерная бульварная решетка на переднем плане (сохранится до 1940-х) и крутой спуск к внешнему проезду Сретенского бульвара. Здания у бульвара – не сохранились.

Это место в наши дни. Фотография автора
Это место в наши дни. Фотография автора

Саврасов. «Сухарева башня». 1872 год

Саврасов. Сухарева башня
Саврасов. Сухарева башня

Здесь Сухарева башня – гораздо ближе, и она показана не из центра, а с окраины. Пожалуй, вся Москва за Садовым кольцом в то время считалась окраиной. Дома – гораздо проще, чем то, что мы видели в поленовском «Бабушкином саду». По-видимому, это вид с церкви Преображения Господня на Большой Спасской улице (как и Сухарева башня, была разрушена).

Большая Спасская, место церкви Преображения Господня. Современная Яндекс-панорама
Большая Спасская, место церкви Преображения Господня. Современная Яндекс-панорама

Эти места на атласе 1852 года, с деревянными домами (Саврасов писал через 20 лет, некоторые детали изменились).

Схема на основе Хотевского плана
Схема на основе Хотевского плана

Впереди мы видим 1-й Коптельский переулок. Каменное здание ближе к Сухаревой башне – часть Шереметевского Странноприимного дома (теперь больница Склифосовского). Впрочем, художник показал его не очень точно. По-видимому, Саврасов не стремился создать «цветную фотографию» и какие-то детали мог добавлять от себя. Однако в целом показан реальный городской пейзаж.

Церковь Спаса Преображения (снесена в 30-х), фотография из альбомов Найденова, 1882 год
Церковь Спаса Преображения (снесена в 30-х), фотография из альбомов Найденова, 1882 год

Читайте также:

Чтобы не пропустить любопытное, подписывайтесь на канал! Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.

#история #история москвы #москва #искусство #картины #19 век #интересные факты #фотографии #перов #саврасов