Уникальный случай. Режиссер Андрей Зайцев в 2018 г. экранизировал речь писателя Даниила Гранина перед депутатами бундестага. А скорее всего это даже была не речь, а доклад о проделанной работе перед немецким руководством. Произошло это 27 января 2014 г. в рамках «часа памяти», который в германском парламенте проводится ежегодно 27 января, в день освобождения концлагеря Освенцим. Вот как он начал, почти заискивая и униженно благодаря
Мне хотелось бы поблагодарить господина президента, председателя и всё руководство бундестага, депутатов за любезное приглашение выступить сегодня здесь, в такой знаменательный, во всяком случае для меня, день. Сегодня у нас в Петербурге люди идут на Пискарёвское кладбище, это одно из таких символических кладбищ города. Идут для того, чтобы вспомнить и отдать должное всем погибшим в годы блокады. Кладут на могильные холмы сухари, конфеты, печенье, чтобы выразить любовь и память к тем людям, для которых это была трагичная и жестокая история.
И ведь какое совпадение. Буквально накануне, 26 января 2014 г широко известный в узких "либеральных" кругах телеканал "Дождь", имея в качестве повода 70-ти летие полного освобождения города-героя Ленинграда от немецко-финской блокады, решил провести телевизионный опрос на тему - "Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?" Ведущие в студии всячески расписывали ужасы блокады и весьма недвусмысленно намекали - зачем было столько времени их терпеть и нести огромные потери среди ни в чем неповинного гражданского населения. Итоги опроса, который продолжался несколько десятков минут, так как вызвал бурное негодование в обществе и был сразу же прекращен, показали, что 54% опрошенных высказались за то, чтобы город был сдан.
То есть "Дождь" смотрят 54 % дебилов и идиотов, которые не знают нашей истории. Ведь, что значит сдать Ленинград. Это значит, что должна была капитулировать почти миллионная группировка советских войск и Краснознаменный Балтийский флот. Что два миллиона мирного населения были обречены на голодное вымирание. Что перекрывалась связь страны с Мурманском и Архангельском. куда поступали военные грузы от союзников. И, наконец, высвобождалась немецкая группа армий "Север", которая с северо-запад прямиком пошла бы на Москву.
Этот опрос вызвал вполне обоснованное возмущение, в первую очередь среди ветеранов, переживших блокаду. Главному редактору "Дождя" потом пришлось встретиться с этими ветеранами и очень неумело, заикаясь оправдываться, имея при этом бледный вид и тонкую шею. Решив "хайпануть" на теме блокады, телеканал Дождь" неожиданно для себя попал под такую жесткую критику, что в итоге с этого момента он лишился многих инвесторов и многие провайдеры кабельного телевидения отказались его транслировать.
В принципе, это позиция не нова. Выдающийся русский, советский писатель В. Астафьев в 1989 г. в интервью газете "Правда" уже высказывал мнение
Миллион жизней за город, за коробки? Восстановить можно все, вплоть до гвоздя, но жизни не вернешь, а под Ленинградом люди предпочитали за камень погубить других людей, и какой мучительной смертью, детей, стариков.
Под конец жизни Виктор Петрович, до этого никогда в политике не замеченный, на волне перестройки и гласности начал впадать то в ксенофобию и антисемитизм, очень характерна его дискуссия с Натаном Эйдельманом, то делать вот такие заявление о блокаде Ленинграда, которые можно объяснить, что бывший фронтовик находился в не очень адекватном состоянии.
Вот и Даниил Гранин, поблагодарив правопреемников гитлеровской Германии, в здании бывшего рейхстага, взятие которого 2 мая 1945 г. стало символом Победы, начал свою жалостливую речь про ужасы блокады.
Я начал войну с первых дней. Записался в народное ополчение — добровольцем. Зачем? Сегодня я даже не знаю зачем, но это, наверно, была чисто мальчишеская жажда романтики: как же без меня будет война, надо обязательно участвовать. Но ближайшие же дни войны меня отрезвили. Как и многих моих товарищей — жестоко отрезвили. Нас разбомбили, когда наш эшелон только прибыл на линию фронта. И с тех пор мы испытывали одно поражение за другим. Бежали, отступали, опять бежали. И наконец где-то в середине сентября мой полк сдал город Пушкин и мы отошли за черту города. Фронт рухнул. И началась блокада.
Обратили внимание, он задает сам себе вопрос - зачем пошел на фронт. И сам же отвечает в духе - дурак был. Но первые же бои сразу всю дурь выбил и, надо отметить, что Гранин во время боев за Пушкин дезертировал с фронта.
17 сентября 41-го мы просто ушли в Ленинград с позиций с мыслью: «Все рухнуло!» Я, помню, сел на трамвай, приехал домой и лег спать. Сестре сказал: «Сейчас войдут немцы – кинь на них сверху гранату (мы на Литейном жили) и разбуди меня.
Гранину повезло, его хотели отдать под трибунал за дезертирство, но потом решили вновь отправить на фронт в составе дивизии народного ополчения.
И выступая перед немцами в бундестаге ,Гранин решил рассказать им об ужасах блокады. Наверно, чтобы выжать у них слезу. Но выступал то он на русском языке, и большинству депутатов было не интересно его слушать. Они даже не одели наушники с синхронным переводом.
Никакого подвоза продовольствия не было. Надвигалась зима, и как назло лютая: тридцать — тридцать пять градусов. Огромный город лишился всякого жизнеобеспечения. Его ежедневно нещадно бомбили, обстреливали с воздуха. Наша часть находилась недалеко от города, можно было пешком дойти, и мы, сидя в окопах, слышали разрывы авиабомб и даже ощущали содрогание земли. Бомбили ежедневно. Начались пожары, горели дома. Так как нечем было заливать — воды не было, водопровод не работал, — они горели сутками. И мы с фронта, оборачиваясь назад, видели эти столбы чёрного дыма и гадали, где что горит.
К декабрю улицы и площади города завалило снегом, только кое-где оставались проезды для военных машин, памятники заложили мешками с песком, витрины магазинов заколотили — город преобразился. Ночью освещения не было. Патрули и редкие прохожие ходили со «светлячками». Люди от голода начали терять силы.
Но это только присказка. Гранин решил нагнать жути на этих сытых немецких бюргеров. Вот смотрите, до чего эти дикие русские дошли.
Весной по Неве поплыли вереницы трупов красноармейцев. Но воду из Невы продолжали брать, отталкивая эти трупы, — а что делать? Приходилось пить и такую воду.Уже спустя 35 лет после войны мы с белорусским писателем Адамовичем начали опрашивать уцелевших блокадников. Спрашивали, как они выживали, что творилось с ними во время блокады. Там были поразительные, беспощадные откровения. У матери умирает ребёнок. Ему было три года. Мать кладёт труп между окон, это зима… И каждый день отрезает по кусочку, чтобы накормить дочь. Спасти хотя бы дочь. Дочь не знала подробностей, ей было двенадцать лет. А мать всё знала, не позволила себе умереть и не позволила себе сойти с ума. Дочь эта выросла, и я с ней разговаривал. Тогда она не знала, чем её кормят. А спустя годы узнала. Вы представляете? Таких примеров можно много приводить — во что превратилась жизнь блокадника.
И самое главное. Кто же виноват во всем этом? Что люди пили воду из-под трупов, занимались каннибализмом. А выходит, что сами и виноваты. Про немецких изуверов очень скромно и обтекаемо.
...мы задавались вопросом — как же так, ведь немцы знали о том, что происходит в городе, от перебежчиков, от разведки. Они знали об этом кошмаре, об ужасах не только голода, — от всего, что происходило. Но они продолжали ждать. Ждали 900 дней. Ведь воевать с солдатами — это да, война — это солдатское дело. Но здесь голод воевал вместо солдат.
Вы знаете, существует такое сакральное пространство. Когда человек возвращается в сострадание и духовность. В конечном счёте всегда торжествует не сила, а справедливость и правда. И это чудо победы, любовь к жизни, к человеку…
То есть во всем виноват не немецкий солдат, а некий голод. Голод воевал вместо солдат, а немецкий солдат в сторонке стоял. И победу одержал не советский солдат, а некое чудо победы, любовь к жизни, к человеку. Вот такой абстрактный гуманизм. Ну. не может же он сказать в рейхстаге, что немцев победила Красная Армия во главе с т. Сталиным . Это будет не толерантно и может обидеть хозяев. Ну, а чего еще можно ждать от Гранина - кавалера офицерского Креста 1 степени ордена "За заслуги перед Федеративной Республикой Германией", которым его наградили еще в 2000 году.
Лиха, как говорится, беда начало. И через три года в том же бундестаге некий мальчик "Коля с Уренгоя" в своем выступлении проливает крокодильи слезы жалости о невинно погибших в советских лагерях немецких военнопленных, которых надо понять и простить, так как невиноватые они.
Это чрезвычайно огорчило меня, поскольку я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны.
Ну, это была так, небольшая преамбула. Речь же пойдет о фильме режиссера Андрея Зайцева "Блокадный дневник". Сценарий написан самим режиссером. Фильм этот по существу экранизация речи Даниила Гранина в бундестаге. Идеология фильма взята из речи, а фабула сюжета из книги Ольги Берггольц "Дневные звезды". Фильм снят в 2018 году, на экраны вышел в сентябре 2021 г. Несколько раз премьеру фильма пытались приурочит к очередной годовщине снятия блокады Ленинграда или Дню Победы. Но скандальное содержание фильма вызывало возмущение ветеранов. Это не помешало фильму получить "Золотого Георгия" за лучший фильм на Московском международном кинофестивале в 2020 г. В 2021 г трех "Золотых орлов" за лучший фильм, лучший сценарий и лучшую женскую роль, и две "Ники" за лучшую мужскую роль второго плана и операторскую работу.
Как сформулировал суть главной награды Тимур Бекмамбетов ( председатель жюри ММКФ ), дана она не за профессиональное мастерство, не за удачную работу актера или оператора, это приз за послание, с которым авторы обращаются к зрителю. А говорят они следующее: мы живем в сложные времена, брызгаем на микрофон антисептиками, нас еще ждут многие испытания, но самый большой грех - это уныние, и мы все переживем, и станем лучше. Бекмамбетов процитировал слова одного из героев фильма о том, что были времена и пострашнее.
С учетом того, что перед этим в СМИ фильм был очень жестко раскритикован, этот приз можно считать, как поддержку режиссера со стороны коллег.
Как поясняет сам режиссер, в основу сценария он положил произведения Ольги Берггольц и Даниила Гранина.
И у Гранина, и у Берггольц, и в дневниках блокадников есть подробное описание города зимой 1941 года - самой лютой, когда от мороза и голода погибло очень много людей. Потом научились как-то налаживать жизнь, еды стало больше, и в более поздних съемках улицы выглядят не так убийственно. А первый год - самый страшный. В декабре отключили электричество, операторы сдали камеры, и этой жестокой зимы почти нет ни на фото, ни в кинохронике. И нам было важно, чтобы зрители увидели, каким был Ленинград, чтобы пережили это описанное блокадниками состояние. Все заледенело, снегу - по пояс. Мы даже не смогли это полностью воссоздать - у нас просто не было столько снега. В реальности было еще тяжелее, но память об этом пока жива только в дневниках, а визуально я почти нигде этого не видел.
То есть Андрей Зайцев хочет нам сказать, что никаких кинофотодокументов о самой страшной зиме в Ленинграде с 1941 на 1942 гг. нет, так как в городе не было электричества, и кино- и фотокорреспондентам пришлось сдать свои камеры и ничего не снимать.Поэтому в фильме мы впервые увидим весь ужас первой ленинградской блокадной зимы.
Но ведь это же полное вранье. Кому они сдавали камеры? В НКВД? А зачем фотоаппаратам и кинокамерам электричество? Это сейчас батарейки требуются. а тогда они работали на механической тяге. И достаточно зайти хотя бы в те же "Яндекс.Картинки" и смотри себе сколько влезет фотохронику за 1941, 1942 и последующие годы ленинградской блокады. В т.ч. и за февраль 1942 г., когда происходит действие фильма.
То есть уже с самого начала режиссер начинает лгать. А как блокадники отнеслись к фильму? От кого и чего Зайцева пришлось защищать, осыпав его массой престижных кинопризов? А вот хотя бы от этого мнения. Увидевшая всего лишь маленький отрывок из фильма, одна из блокадниц Рада Грановская так выразила свое мнение
Ролик произвел на меня ошеломляющее впечатление. В ролике показано, как зимой 1942 года люди в блокадном Ленинграде видят выпавший хлеб и словно звери начинают его отбирать. Ничего подобного не было! Люди в то время были не звери, а люди! Того, что показали в ролике, ни в какой степени быть не могло. И ленинградцы не так одевались и они не так себя вели! Это были нормальные люди. Этот фильм — пасквиль на тех мужественных людей, которые пережили блокаду!
Так что же это за фильм, который осыпан призами, как новогодняя елка, но который провалился в прокате. Из 65 млн. бюджетных средств, выделенных Фондом кино, Министерством культуры в прокате отбито около 1млн. 200 тыс рублей.
О самом фильме во второй части.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.