Проповедь епископа Сильвестра (Стойчева) в Неделю 27-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца, Сына и Святого Духа!
Господь наш Иисус Христос совершил много чудес, и вот сегодняшнее евангельское повествование рассказывает об одном таком чуде – исцелении женщины, скорченной так, что она не могла выпрямится. И в таком состоянии она, как уточняет евангелист, пребывала восемнадцать лет. Трудно представить себе физические и моральные страдания этой женщины. Ведь кроме телесных страданий, она еще всегда испытывала на себе чрезмерное внимание окружающих. Кто-то ее жалел, кто-то думал «за что ей это?», а кто-то просто глазел. Господь исцелил ее немощь возложением своих рук.
Однако, этот евангельский рассказ, не просто об исцелении. По своему смыслу он гораздо глубже, так как поднимает вопрос святости выходного дня. Практически все мировые религии имеют день недели, выделенный как особый день. Для иудеев – это суббота. Для нас христиан – воскресный день. Хотя и субботу мы чтим не как обычный день недели. И вот Господь сотворил исцеление в субботу, и в синагоге.
Иудеи чрезвычайно почитали свой великий Иерусалимский храм. Но, живя по разным местам, в том числе и за пределами Палестины, они, разумеется, не так часто могли посещать храм. Потому в каждом иудейском селении имелась синагога – место, где не совершалось богослужение, но где собирались для чтения и толкования Священного Писания Ветхого Завета, произнесения молитв и выполнения некоторых обрядов. Благочестивым полагалось посещать синагогу в субботний день. Потому что именно этот день, согласно Закону, должен быть почитаем и посвящен Богу: «день седьмой суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20.10).
Почитание субботнего дня считалось чуть ли не главным признаком благочестия. В этот день давался отдых даже рабам и пленным (ср. Второзаконие 5 гл.). И еврейские солдаты готовы были дать себя убить только бы не нарушить субботу участием в сражениях (см. 1 Мак. 2 гл.).
Как видно из многочисленных примеров, сам Господь наш очень часто в субботний день посещал синагогу, чтобы проповедовать Евангелие для собравшихся там.
Много чудес Христос совершил в субботний день. И его враги обвиняли его в том, что он тем самым нарушает субботний день. Вот и сейчас мы слышали, что после чуда над скрюченной женщиной начальник синагоги стал возмущаться: «начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк.13.14). Обратим внимание, что начальник синагоги не прямо обличает Господа, а как бы говорит вообще. Видимо этим человеком руководил страх или нежелание прямо вступить в спор с Иисусом Христом, тем не менее и молчать он тоже не хотел, потому он выбирает именно такой способ – говорит, обращаясь ко всем.
Однако, Господь, знающий, что именно Его хотел обличить глава синагоги, отвечает, обращаясь к нему: «Лицемер!» (Лк. 13. 15). Слово это – лицемер – имеет значение принимать вид, играть роль. Лицемеры изображают из себя тех, кем на самом деле не являются. То есть хотят казаться праведниками, при этом не будучи таковыми. Сила лицемерия в том, что лицемеры как хорошие актеры вживаются в роль, и начинают себя самих действительно считать праведными. Они как бы срастаются с той маской, которую натянули на себя. У лицемеров может быть не одна, а множество масок: «под маской маску я ношу», - как сказано у одного поэта. Начальник синагоги, неуклюже пытаясь, обличать Господа, одевает маску ревнителя и охранителя благочестия! Как же – он начальник в народе! Он не такой как все! Уважаемая личность! И конечно, он должен исполнить роль охранителя отеческих преданий. Потому он и говорит свою скучную формальную речь.
Для изобличения начальника синагоги Господь приводит пример из жизни, который, сам этот начальник безусловно делал не раз. Господь спрашивает его: «не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк.13.15). Итак, не смотря на святость субботнего покоя, есть вещи, которые все делают, хотя по формальным признакам их можно было назвать нарушением субботы. И Христос прямо указывает такой пример: неужели вы в субботу не ведете на водопой ваших животных? Ну, конечно, они ведут! Иначе за этот период без воды животное может заболеть и даже сдохнуть. И тот же начальник синагоги в субботний день позаботится о своем домашнем скоте.
В чем суть этого примера, приведенного Иисусом Христом? В том, чтобы показать лживость формального подхода к исполнению субботнего дня! Фарисеи и их последователи довели до абсурда бесконечные предписания что делать и чего не делать в субботний день. Но, когда речь идет о помощи животному, им принадлежащему, тогда лицемеры сразу находят выход и подбирают объяснение.
Обличив лицемера примером о домашних животных, Христос сразу говорит: «сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк.13.16). Итак, если развязывают узы скота для того, чтобы дать ему воды, то как можно запретить развязать узы угнетающей болезни, чтобы дать этой женщине в здравии и благодарности прийти к воде живой – Богу? (ср. Ин. 4 гл.). Господь называет эту женщину дочерью Авраама – тем самым напоминая окружающим, что она, не смотря на свой неприглядный вид, тоже из потомков Авраама, а значит является участницей тех обетований, которые получил Авраама и произошедшие от него! Вот она, скрюченная, некрасивая, униженная, в немощи своей передвигающиеся подобно какому-то животному исцеляется Господом, и становится прямо, подняв главу к небесам, чего она не могла делать годами.
В конечном итоге, она, страдающая физическим недугом – получает исцеление, а начальник синагоги – внешне здоровый, душою своею горбун! Потому он и не принимает чуда Господнего и не даже дерзает обличать Христа!
Братья и сестры, и все же вернемся к вопросу: нарушил ли Христос субботу, исцелив больную женщину? Конечно же нет! Выходной день нужно посвящать Богу, и уклонятся от дел обыденных, разве кроме тех, что требуют каждодневности. Присутствие за богослужением – это добро, но этим святость выходного дня не ограничивается. Помощь тем, кто нуждается, поддержка тех, кто находится в печали – это тоже почитание Бога и исполнение Заповедей Божьих!
День праздничный не должен завершаться просто после богослужения, но, выйдя из храма с миром, как и провозглашается священнослужителем: «с миром изыдем» – понести этот мир ко всем нуждающимся. Помочь кому – делом, кому – словом, кому – молчанием, кому – молитвой! Вот закон праздничного дня, а не так как считают лицемеры древние и новые: это – делай, то – не делай. Там – не сядь, там – не стань. Это ли есть благочестие? Это ли есть подражание Богу? Вспомним, братья и сестры, слова Спасителя: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2. 27). Выражение это значит, что праздничный день служит нам, а не мы служим ему. Праздничные дни установлены не для того, чтобы возложить нас еще какие-то бремена и формальные предписания, но чтобы освободить наше время и силы для делания добра, для помощи ближнему, для служения Богу. Если воспринимать праздничный день, как набор запретов или выдуманных поверий – то тогда мы служим этому дню! Даже на некоторых церковных ресурсах, к великому сожалению, можно нередко увидеть заголовки «Праздник такой-то. Что делать и чего нельзя делать в этот день»! Безумие! Служение, не Богу, но дню! Разве такому учит нас святое Евангельское учение? Когда же в праздничный день, мы помолимся за богослужением, а потом поедем навестим наших родителей, наших друзей и знакомых, тех, кто находится или в болезни, или печали; или просто сделаем доброе дело Христа ради – тогда день служит нам, а мы – служим Богу!
Братья и сестры, грядет скоро великий праздник Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Подойдем же к нему, очистив себя от сякого лицемерия и неправды, чтобы дерзать нам приблизится к Богомладенцу Христу «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2Кор.6:6)! Аминь!