Воспоминания В. Богомолова, участника Великой Отечественной войны.
Опубликовано в исилькульской газете "Знамя" 9 мая 1979 года, а также в сборнике "Мы вас слышим, мы о вас помним..", изданном в 2014 году при участии редакции газеты "Знамя".
Когда разразилась Великая Отечественная, я в звании старшины второй статьи второй год служил на Дальневосточном флоте. Как и многие краснофлотцы, подавал рапорт об отправке в действующую Армию, на фронт. Но получал отказ. Милитаристская Япония тоже готовилась к нападению на СССР, и надо было держать порох сухим и здесь, на Дальнем Востоке. А желание принять участие защите Родины, в освобождении городов и сел от фашистов все-таки не покидало. И вот в один из сентябрьских дней сорок третьего я попал в команду из трехсот человек. Больше тридцати лет прошло, а не забыть, как мы обрадовались тому, что, наконец, сбываются наши желания. Однако к местам боевых действий наша команда шла слишком кружным путем.
По прибытии к месту назначения (Мурманску), сразу же получили боевое задание. Было это в мае сорок четвертого. Заданием предусматривалось встретить ледокол, ведший транспортные суда с очень важным грузом, и сопровождать их до места. Надо было предупредить нападение фашистских подводных лодок, получивших от Гитлера приказ потопить советские суда.
Но встреча состоялась сначала с подводными лодками противника. Они, как хищницы, в тот момент уже оседлали выход из Карских ворот.
Тогда еще не было на судне локаторов, но приборы, которыми мы располагали, сориентировали правильно. Лодки были обнаружены примерно в километре от тральщика. Их оказалось восемь.
– По фашистским подлодкам огонь! – раздается команда.
И я из орудия даю по цели два залпа. Вздымаются водяные столбы. А когда море успокоилось, над его поверхностью уже не выступали сверкающие оптикой перископы. На водной глади появились жирные нефтяные пятна – доказательство того, что лодки потоплены.
За обеспечение безопасности судам «Иосиф Сталин» и «Северный ветер», доставившим грузы из Владивостока в Архангельск, команде нашего тральщика была объявлена благодарность, а меня представили к первой награде.
До конца войны наше боевое судно совершило не меньше сорока подобных рейсов. Но первая встреча с противником запомнилась надолго и во всех подробностях. Запомнились мне еще и дни, проведенные в зарубежной стране в ожидании судна. Среди простых американцев мы ветречали поддержку и даже уважение. На нас, русских, там смотрели, как на героев. Но, как сообщалось в газетах, находились в этой стране люди, которых страдания советского народа вовсе не беспокоили (нам об этой читал и рассказывал представитель посольства). Владельцам военных заводов важно было продать вооружение за выгодную цену. Кто будет стрелять из него, для таких людей безразлично.
Прошло 34 года с того огненного времени, на карте мира произошли существенныеизменения не в пользу империалистов, но они ничему не научили любителей загребать золото на войнах.
Из газет, радио, телевидения мы знаем, что в Соединенных Штатах есть люди, которые по-прежнему подстрекают к войне агрессивные силы. Но народы хотят жить в мире. Особенно дорожат миром советские люди, а нам, ветеранам войны, пережившим ужасы ее, он дорог вдвойне. И спасибо Советскому правительству, нашей ленинской партии за то, что они вот уже четвертое десятилетие борются за мир, несмотря на всяческие вылазки врагов, умело отстаивают его. Спасибо им за то, что над нашей страной чистое, безоблачное небо, что в нем спокойно и тихо, что в день Победы о войне мы говорим лишь в прошедшем времени.