Пятый год пошел с 2017-го как Санкт-Петербург начал создавать механизм по застройке сложных территорий. Тогда был разработан законопроект по комплексному устойчивому развитию территорий, принятый 18 августа 2021 года заксобранием Санкт-Петербурга, в результате которого уже 30 декабря 2021 вступили в силу изменения к Градостроительному кодексу (ст. 69).
Символично, что в процессе утверждения законопроекта РФ о комплексном устойчивом развитии территорий (КУРТ) при непосредственном участии комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга убрали слово "устойчивое".
Принятое законодательство по развитию сложных территорий, имеющих несколько владельцев, имеет существенный изъян.
"Правообладатель земельного учаска подаёт заявку о развитии КРТ, не имея никаких исходных данных от правительства о том, какие намерения в отношении этой территории есть у комитетов Смольного,
— рассказывает Александр Карпов, эксперт комиссии по городскому хозяйству петербургского парламента —
Частично это отражено, конечно, в генеральном плане города. Но всегда у комитетов есть свои непубличные представления о том, как должна развиваться территория. И получается, что правообладатель подаёт заявку на то, чтобы разработать ППТ неизвестно на что; в нём не прописано участие заявителя в работе комиссии; в составе заявки не указана архитектурно–градостроительная концепция или аналогичный документ, ясно показывающий, как видит развитие территории заявитель.
Наконец, процесс принятия решения, согласно законопроекту, не выглядит публичным. "ППТ будет вынесен на какое–нибудь общественное обсуждение, а там условия договора уже сформулированы, фактически предопределяя ППТ", — объясняет Александр Карпов. Впрочем, он допускает, что ко второму чтению в законопроект могут быть внесены позитивные изменения.
Глава холдинга "Теорема" Игорь Водопьянов, владелец 178 га земельных участков, оказавшихся в зоне КРТ, также критикует 69 ст. Градкодекса:
"Если прочитать всё, что там написано, то получается следующее. У тебя есть земельный участок, находящийся в частной собственности. В соответствии с генеральным планом города и в соответствии с Правилами землепользования и застройки ты можешь осуществлять там жилое строительство, у тебя для этого есть все права. А в реальности можешь ты или не можешь — решит эта комиссия. И никаким способом оспорить её решение нельзя".
В итоге комплексное развитие территорий, как понятие, оно не только потеряла устойчивость в своём развитии и, более того, приобрело противоположный смысл своему названию, так как не подразумевает никакого развития территорий, а наоборот является болотом для девелоперов.
Как работать с объектами комплексного развития территорий
Хочу отметить, что для администаций важны низко маржинальные и даже ущербные территории, для которых пытаются привлечь что угодно, хоть и КРТ. А для бизнеса - всё наоборот... Мы на стрёме по вторым...И проверяем своими расчётами и знанием.
И тут очень кстати назревает вопрос: как планируется Комитетом по КРТ выстраивать взаимодействия с Комитетом территориального развития при КГА? Думаю, что эти вопросы лежат в плоскости связей с инвесторами, и бизнесу важно понять, есть ли таковые у Питера...Но архитекторы идут по следам планировщиков. Они должны как-то взаимодействовать между собой. Все эти вопросы должны увязываться в центре территориального планирования градплана при КГА.
Пока только глубинный народ задет. Снос гаражей, реновации любых видов, здания, подлежащие сносу, аварийное всё...И облегчение дел с собственниками, обход генпланов...Ну и макли Дом.Рф.
И ни кто не отменял законодательство, тут и судебные перспективы...Потому банки и торопятся со скупкой участков и стандартизацией. Огромный пласт работы с властями, потому дом.рф и подключился...
И вот пока писал статью, у меня назрел вопрос: как увязаны требования к проектам КРТ с госэкспертизой?..В частности по теме технологий информационного моделирования (ТИМ)?
Что вы об этом думаете, дорогие читатели? Поделитесь мыслями в комментариях, и подписывайтесь на канал Кругозор Проектировщика!
Счастливо и до новых встреч!