При определении форм трубок существует такое понятие как "классика", но не все понимают что оно обозначает, частенько опираясь лишь на номинальный шэйп-чарт трубок Dunhill. Однако если говорить только о бриаровых трубках, Dunhill тут был далеко не самым первым. С чего же всё началось, что такое "классика" и что определяет такую форму трубки? Все ответы вы найдёте в этой статье.
История становления дизайна бриаровых трубок на самом деле началась во Франции, в 1850 году. Точнее даже в регионе Сент-Клод, трубочной колыбели очень многих брендов трубок, некоторые из которых производятся и сейчас. Итак, некий Франсуа Комой, основавший собственную фабрику ещё 30 лет назад и сделавший себе имя на глиняных и "пенковых" трубках для армий Наполеона, обратил внимание на новый тогда ещё материал - бриар. Об экономических и практических аспектах использования именно бриара мы сегодня подробно говорить не будем, так как пост немного не об этом.
Позднее Comoy's объединился с семьей Chapuis, родственниками Comoys, основав бренд Chacom и основав фабрику Chapuis-Comoy в Сен-Клоде, по соседству с рядом других знаковых производителей, таких как Ropp, Butz-Choquin и Jeantet, все они происходят из того же региона Франции. В конце концов, влияние распространилось на Великобританию, где Альфред Данхилл, семья Барлинг, Чарльз Петерсон и другие известные производители основали свои собственные фабрики по производству трубок.
Несмотря на очень быстрое распространение бриара и открытие массы различных трубочных производств их объединял один единственный аспект: ориентация на массовое производство. Да, в те времена курительная трубка была предметом, столь же привычным как сейчас смартфоны. Спрос на бриар был высок и вскоре, для удовлетворения потребностей курильщиков, в производство была введена частичная механизация. Подгонка мундштуков, тонкое выведение линий будущей трубки и конечный финиш, всё это было по-прежнему ручной работой, но вот вся сверловка и грубое выведение чаши позволило фабрикам существенно увеличить и тиражи, и скорость производства.
И, кстати, именно из-за механических ограничений станков трубочных фабрик и родилась эта самая "классика". Дело в том, что при выведении грубой формы на токарном станке трубка могла получиться только симметричной относительно центральной оси проходящей через чашу и будущий мундштук. Но и это не всё. Так такой классический шэйп как бильярд имеет ещё один очень характерный признак - это чаша чуть отклонённая вперёд. Сейчас это может показаться забавным, но такая форма была создана из-за несовершенства оборудования, не позволявшего аккуратно вывести линию чаши и чубука ровно, не повредив при этом часть чубука.
По мере того как производство трубок росло и развивалось, все эти тонкости создания шэйпов стали архетипическими, формируя то, что мы считаем неотъемлемыми аспектам "классических" или "традиционных" трубок. Эта стилистика обозначает пропорциональный баланс, радиальную симметрию и общие стандарты формы, инициированные этими первыми французскими и английскими производителями трубок, что продиктовано их ориентацией на массовое производство и ограничениями некоторых машин.
Сейчас английский и французский стили представляют собой архетипическую форму для определенного шэйпа: линии часто простые, но чёткие, а пропорции сбалансированы, то есть нет сильного пропорционального различия между размером мундштука и чаши. Оба дополняют и уравновешивают друг друга, а не соревнуются за визуальное внимание. При том эти архетипы возникли в то время, когда рисунок бриара не был приоритетным при изготовлении трубок. Как упоминалось ранее, в 1800-х и начале 1900-х годов основное внимание уделялось массовому производству. Трубки считались практичным инструментом для наслаждения табаком и их эстетическая привлекательность не была столь важной для фабричного производства трубок, как это стало позже.
Фактически, классические формы, разработанные в то время, до сих пор остаются одними из самых популярных и эстетичных форм трубок. Несмотря на то, что первые фабрики по производству трубок были ориентированы на практичность и массовое производство, функциональность и эстетическая привлекательность не дихотомичны. Часто бывает наоборот: если все сделано хорошо, функциональность увеличивает эстетическую привлекательность объекта.
И только после стандартизации этих правил создания шэйпов производители трубок начали уделять больше внимания эстетическому виду трубы, выходящему за рамки ее формы. Например, Dunhill представила гладкую отделку Root Briar в 1931 году, демонстрируя более светлую окраску, чем Bruyere, специально для лучшего определения текстуры. Однако даже с повышенным вниманием к отделке и внешнему виду, общий дизайн французских и английских трубок оставался неизменным на протяжении всего периода массового производства.
Все эти стандарты и условности классического дизайна трубок сформировали шаблон, на основе которого развились другие стили, и хотя многие ранние французские и английские фабрики по производству трубок больше не работают, их стиль изготовления трубок жив и здоров. Некоторые из этих старых производителей процветают и создают трубки, как и всегда, по стандартам дизайна, которые они помогли вывести более века назад, по-прежнему влияют на современных производителей.
Классический стиль дизайна - это основа всего производства трубок. Независимо от того, придерживается ли конкретный производитель этих классических мотивов или отходит от них, они остаются основополагающими эстетическими элементами, на которых построены все другие стили, источником питания для всех остальных стилей.
Все статьи, дегустации и прочий материал "Уголка Курильщика" можно отыскать на страничке Навигатора .
Если понравился пост, ставьте, пожалуйста, лайк, чтобы я знал, какие новости Вам наиболее интересны.
Подписывайтесь на мою ленту и будьте в курсе самой увлекательной и познавательной информации о табаке и культуре его потребления!
И помните: курение вредит Вашему здоровью!