Фильм "Ночь генералов" 1967 г. Детектив, триллер. Экранизация одноимённого романа Ганса Гельмута Кирста (который я не читал, поэтому буду оценивать картину как самостоятельное произведение), созданная продюсером Сэмом Шпигелем (по личным причинам), и поставленная нашим талантливым соотечественником Анатолем Литваком, для которого эта картина стала последней в карьере. Его я приметил за сценарий к величайшей документалке в истории кино "Битва за Россию" 1943 года (за который его после войны преследовали маккартисты). Таким вот нехитрым путём я вышел на данную картину, и просмотр которой решил не откладывать в долгий ящик - и это было правильным решением. И вот вам моё краткое мнение - Найти убийцу в генеральском мундире. К огромному сожалению картина имеет как неоспоримые достоинства, так серьёзные недостатки. Посему на этом заканчиваю сие краткое вступление и перехожу к сути.
Итак, неоспоримые достоинства:
1. Рассказанная история - 1942 год. Генерал-губернаторство (оккупированная немцами часть Польши). Варшава. В городе жестоким образом убита полячка лёгкого поведения, бывшая тайным агентом оккупантов. Прибывает на место преступления майор Абвера (германская военная разведка) Грау, который возглавляет это расследование. В убийстве подозреваются три генерала вермахта, находящиеся сейчас в городе. Но майору не дают узнать истину, и его быстро переводят в Париж. Спустя время и там происходит похожее преступление. А ещё одно происходит спустя двадцать лет после окончания войны. Поэтому надо найти убийцу в генеральском мундире. Детектив как он есть, но о самом детективе мы поговорим ниже. Создатели картины говорили, что эта картина была задумана как "фильм-реквием", о страшном наследии, что оставила на теле Земли и в душах людей Вторая Мировая война. Отчасти им это удалось. Картина не чувствуется затянутой (как писали некоторые зрители). Наоборот, именно такой хронометраж позволил раскрыть героев и исторический антураж картины. Если любите интересные сценарии и хорошо проработанных героев (по большей части) и интригующие развязки - то не пропустите данную картину.
2. Атмосфера - Вторая Мировая очень хорошо воспроизведена (за небольшими ремарками, о которых ниже). Особенно удалась оккупированная Варшава, где царит террор, и на контрасте Париж, где гитлеровцы ходят спокойно и радуются жизни, занимаясь интригами. Создатели даже затронули вопрос послевоенной реабилитации нацистов и их пособников, что было крайне болезненным вопросом в ФРГ и вообще странах Запада. Тягучесть, гнетущее спокойствие, напряжение, ощущение полной безнаказанности - эти эмоции вы испытаете, когда будете смотреть данную картину. Свастика не замазана, что правильно, ибо немцы творили своё чёрное дело именно с этими символами на мундирах и знамёнах. Они пришли на нашу землю с этими символами и уничтожали нашу Родину - и это нельзя забывать никогда!
3. Интересные герои - три генерала заслуживают отдельного внимания. Один - строгий солдафон с идеологической накачкой, требующий безусловного выполнения приказов. Другой - типичная тыловая крыса, знающая варшавскую нору как свои пять пальцев. Третий - нервозный, но честный служака, не потерявший разума от идеологической накачки. Второстепенные герои не менее интересны, особенно упёртый майор Грау, блестяще сыгранный Омаром Шарифом. Проработанность касается практически всех героев, появляющихся в кадре. За каждым из них интересно наблюдать.
4. Музыка - напряжённая и вгоняющая в легкую тоску, благодаря которой зритель проникается атмосферой этого детектива на фоне большой войны. Морис Жарр явно знает толк в хорошей музыке (три ""Оскара" как-никак).
Итак, минусы:
1. Детектив - картине, как детективу, я прошу прощения - грош цена. Убийца вычисляется довольно быстро, да и сама картина не делает интриги. При этом главный злодей оказывается таким банальным, что обидно. Понимаете, хорошие детективы стараются запутать зрителя, чтобы финал был для нас неожиданным. Это работает одинаково как в литературе, так и в кино. Здесь этого нет. Убийца слишком легко вычисляется, ведь с ним есть отдельные сцены, после которых даже самый ленивый сложит два и два. Атмосфера есть, напряжение нагнетается, но детектива нет.
2. Исторические неточности. Например самая важная. Почему германские офицеры в 1942 году в Варшаве приветствуют друг друга словом "сэр", и не используют слово "герр" и не вскидывают руку в нацистском приветствии? Учитывая, что идеологической накачке были подвергнуты не только войска СС (что логично), но и все военнослужащие Германии. Не стоит забывать и о присяге Гитлеру, введённой им в 1934 году. В Варшаве 1942 года этого нет. Это появляется только в Париже 1944 года. Странно видеть это в такой картине, где исторический антураж проработан хорошо. Но не идеально, как вы могли понять.
3. Мотивация убийцы - нам её не пояснили. Как это можно было упустить? Напомню, что хронометраж картины составляет два часа двадцать пять минут, за который нам подробно рассказали о героях, их взглядах, чертах характера, поступках и мотивациях. Вот только это не коснулось мотивации убийцы. Забыли блин, из головы вылетело! Халтурно сценаристы! Очень и очень халтурно!
Немного о главных героях:
1. Майор (в будущем полковник) Грау в исполнении Омара Шарифа - офицер Абвера, возглавивший расследование убийства полячки, а позже пытается раскрыть убийство французской куртизанки. Упёртый офицер, который намерен наказать убийцу всенепременно, несмотря на политические последствия и глобальные события 1942 (наступление на Восточном фронте) и 1944 года (самое громкое неудачное покушение на Гитлера). Омар Шариф порадовал своей актёрской игрой, хотя образ немного смахивает на шерифа Али из картины "Лоуренс Аравийский". Браво!
2. Ефрейтор Гартман в исполнении Тома Кортни - трус, в одно мгновение ставший героем, которого назначили адъютантом и камергером генерала Танца. Тем не менее этому трусу вполне удаётся личная жизнь и он даже влияет на развязку сего детектива. Том вполне верно передал эмоции этого типа людей. Молодец!
3. Генерал Танц в исполнении Питера О'Тула - самый молодой генерал вермахта (отчасти вдохновлён Ремом, что арестовал и казнил участников неудачного покушения на Гитлера), прибывший в Варшаву дабы покончить с нечто, зовущим себя "Польским сопротивлением", ради чего применяет жестокие и бесчеловечные методы, но крайне эффективные. Явно получает удовольствие от исполнения своих приказов. Истовый нацист, которого побаиваются двое других генералов. Признаюсь, Питер меня удивил, сыграв этого генерала и показав себя совершенно с другой стороны. Самый интересный герой всей картины, и я сейчас не преувеличиваю. Эмоции, взгляд, движения, манеры, слова - вот это настоящий талант, а не современные Бузовы, Хаматовы, Бри Ларсоны и прочие выкидыши, от которых нос воротит. Учитесь у таких, как Питер О'Тул, настоящему актёрскому мастерству! Аплодирую стоя! Браво Питер! Браво!
Несмотря на выявленные минусы, картина остаётся хорошим и напряженным триллером, который хочется смотреть и узнать, чем всё кончится. Анатоль Литвак меня порадовал, а это значит, что надо обязательно посмотреть его картину "Майерлинг" 1936 года.
В итоге имеем хороший и напряжённый детективный триллер, с хорошим сценарием, отличной атмосферой, отличной музыкой, не без минусов, и с великолепными актёрскими работами, особенно запоминается Питер О'Тул.
Моя оценка 8 из 10 и моя рекомендация к просмотру!
- Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
- Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
- Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!