Так уж вышло, что я пишу об аксессуарах. Оставим на время разговоры о ножах и часиках и погрузимся в исторический экскурс.
Дисклеймер: автор не является дипломированным историком, статья носит характер эссе. Рад конструктивной критике и советам “что еще почитать”.
Фраза “меч это символ” избита до неприличия. Символ доблести, правосудия, справедливости, воинской славы, да чего уж там. На чуть более приземленном уровне, меч - имиджевый аксессуар, обозначавший некогда принадлежность к определенной социальной страте, подчеркивающий особый статус и права владельца.
В этой статье я хочу порассуждать о “костюмности” меча и социальных трансформациях, связанных с переходом от феодальных войн к придворным интригам. Для наглядности, посмотрим на два казалось бы, разных общества - Западную Европу 14-17 вв и Японию 15-18 вв. Поскольку моя физкультура на данный момент - школа исторического европейского фехтования, мне этот момент особенно интересен.
В чем же суть перехода? Феодальные войны, что в Европе, что в Японии ассоциируются с тем, что военная аристократия (рыцарство или самурайское сословие) буквально занято тем, что сражается друг с другом на полях, облачившись в максимально эффективные (по меркам доступных ресурсов и технологий) доспехи. Меч - да, статусный символ, но по крайней мере в Европе, есть представление о том, что военное дело (включая бой на мечах) - это дело военных на поле боя, а ужимки и прыжки (в народе именуемые “фехтованием”) - дело ярмарочных шутов. Товарищи военная аристократия, разумеется, не отказывались от ядов, кинжалов в спину и других нехитрых инструментов кулуарной политики, но выяснения отношений без доспехов в приличных местах были моветоном.
Есть подозрение, что и для Японии в периоды когда кланы самураев крошили друг друга в открытых сражениях, городские дуэли и сложные ритуалы обращения с мечом были не так важны.
“Шпаги звон и звон бокалов” это символ социальной трансформации. Укрепившаяся королевская власть потребовала от военной аристократии резкой смены специализации. Быть бароном, иметь доспех, дрын и деньги на сотню арбалетчиков вдруг стало категорически недостаточно. Методами токсичного психологического насилия и газлайтинга, наследники именитых родов были вынуждены научиться читать и писать, освоить азы риторики, математики, а заодно - прилично одеться в легкие ткани, которые в отличие от дедовых доспехов (при всех возможных разговорах о несовершенстве кольчуг, пробитии лат клевцами, эффективности боевых дубин и копий “Яри”) не давали никакой защиты. Мечи остались. Выплеснуть эмоции, просто осадив замок обидчика или выловив его на большой дороге - нельзя, ведь обидчик - начальник канцелярии, а обиженный - офицер гвардии и у каждого - куча должностных инструкций, а король уже может если не повесить, то лишить титулов и выгнать любого. Все правильно, начинается эпоха дуэлей.
Процессы, имевшие дело в Японии не идентичны, но похожи. Нервные вчерашние хозяева жизни вынуждены были учиться друг с другом разговаривать, выполнять сложные социальные функции и много проводить времени в городах и правительственных зданиях с мечом, но без доспехов. Нужно отдать японцам должное - дуэли самураев долго проводились с использованием мечей, похожих на оружие эпохи феодальных войн.
Европейская знать достаточно быстро отказалась от длинных мечей и эстоков и перешла сперва на изящные рапиры и шпаги, а позже - на дуэльные пистолеты.
Напоследок о ритуалах. Чем дальше в бетонные джунгли, тем больше меч становится “волшебной палочкой” и центром культа. Примечательно, что в иайдо есть целый свод правил обращения с мечом, один из которых - не используй меч как трость. Не опирайся. Находим фотографию самураев (еще настоящих) конца 19 века и что же мы видим? Вероятно, что рубаки 15-16 века, месяцами осаждавшие замки и рубившиеся в тяжелых доспехах могли себе и не такое позволить.
Впрочем, такова судьба всех культовых вещей. Мотоциклы “Харлей Дэвидсон” изначально были просто рабочими лошадками (которые, как и любое военное имущество, быстро ломали об ухабы, чинили как придется и без сожаления выбрасывали в кювет в критической ситуации). Чемоданы Луи Виттон в начале были просто чемоданами, других просто не было, а очки Ray Ban выдавали вместе с отвратным кремом от загара всем военным морякам США без разбора.