Мы с вами в этом году посмотрели один из самых невероятных, безумных и попросту уникальных сезонов в истории Формулы 1. Борьба за титул настолько плотная, что к последней гонке мы подошли с нулем очков разницы между Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном. Два претендента на чемпионский титул, одна гонка, победитель забирает всё. Это ли не мечта любого зрителя Большого цирка? Пусть в конце нас ожидала одна из самых ужасных трасс календаря, но этот чемпионат был каким угодно, но только не скучным. Мы не скучали на Поль Рикаре, мы не скучали в Сочи, мы не могли заранее предсказать, кто будет впереди на любой отдельной взятой трассе — может быть и Абу-Даби останется в нашей памяти по хорошим причинам, хотя бы один разочек?
Много чего произошло ещё до начала уикенда. Мы прощались с пилотами Альфы Ромео — Антонио Джовинацци и Кими Райкконен завершили свои карьеры в Формуле 1. Райкконен во второй раз, но теперь уж точно окончательно. До свидания, Кими, мы будем скучать по тебе и по твоим замечательным интервью. Валттери Боттас и Джордж Рассел уходили из своих команд и выехали на трек в трогательных шлемах: один — с фотографиями лучших моментов в Мерседесе, а второй — с пожеланиями от всех членов команды Уильямс. Трассу в Абу-Даби немного переделали, убрав пару отвратительных поворотов, но оставив все остальные, не менее ужасные. Из по-настоящему грустных новостей: контракт с Яс Мариной продлили аж до 2030 года ещё до того, как стало понятно, насколько эффективны изменения в конфигурации трека.
Первыми свой удар нанесли Ред Булл — прекрасно разыгранная квалификация, в которой Серхио Перес наконец-то исполнил своё предназначение и выиграл поул для своего напарника. Банальная стратегия со слип-стримом была разыграна настолько безупречно, что Мерседесы и Хэмилтон, казалось, просто зависли и не могли понять, как реагировать. Попыток принесения Боттаса в жертву предпринято не было, круг от Льюиса был явно не настолько хорош, чтоб подвинуть Макса. Была лишь одна маленькая проблема — Ферстаппену предстояло стартовать на софте из-за своей собственной ошибки в Q2. Поэтому план на первую треть гонки мог быть только один — уезжать в закат прямо со старта и надеяться, что Льюис убьет свою резину тем или иным образом.
План провалился прямо в первые же метры Гран При Абу-Даби. Макс проспал старт, проиграл Льюису и после первого поворота был вторым. Да, софт быстрее, но на Яс-Марине всё ещё очень сложно обгонять, особенно более быстрый на прямых Мерседес, поэтому титул стремительно уплывал из рук пилота Ред Булла. Ферстаппен предпринял отчаянную попытку вернуть себе первую позицию в шестом повороте, которая могла закончится очень плохо, но закончилась просто нехорошо — Хэмилтон ушел от столкновения, но срезал шикану и сохранил себе первое место. На эту ситуацию можно посмотреть по-разному. С одной стороны, Льюис получил преимущество с помощью выезда за пределы трека и сохранил первую позицию не слишком-то честно. Ферстаппен удержал машину на трассе и не коснулся своего конкурента — не должны ли ему вернуть первое место? С другой стороны, попытка обгона была ну совершенно самоубийственная. Максу нечего было терять, а о его стиле борьбы колесо в колесо “мы заезжаем в поворот вдвоем, я либо выезжаю впереди, либо не выезжает никто” теперь говорит весь паддок, включая судей. Если бы Льюис не уклонился от болида Ред Булла, то все закончилось бы аварией, в которой можно было бы очень, очень легко найти виноватого. Стюарды, вероятно, руководствовались последним аргументом, когда решили не расследовать этот инцидент, хотя, опять же, должны судить по правилам, а не по возможным исходам инцидента. Но если вы за последние гонки не привыкли к тому, что судебные разбирательства в Формуле 1 теперь заканчиваются чёрт знает как, то привыкайте. Ещё пригодится.
Да и знаете, положа руку на сердце, я очень-очень сильно сомневаюсь, что у Ферстаппена были какие-либо шансы на победу в этой гонке. Даже если бы ему вернули первое место обратно на первом круге. Хэмилтон просто летел по треку и если бы он не вернул себе первое место спустя пару кругов с помощью ДРС и двигателя, снятого с ракеты за спиной, то стартовый комплект медиума позволил бы пересидеть своего конкурента на несколько кругов и легко уехать от Макса на втором отрезке. К большому сожалению для Ред Булла, очень хитрый маневр с лишним движком, взятым Хэмилтоном в Бразилии, оказался просто гениальным. Никто ничего не мог противопоставить Мерседесам в воскресенье на последних четырех Гран При, и лишь какие-то невероятные усилия Ферстаппена позволили квалификациям быть интересными. Это же самое преимущество заставило Макса быть сверхагрессивным в конце сезона — потому что в честной джентльменской борьбе шансов у него попросту не было.
Как бы то ни было, вся середина гонки была настолько скучно-предсказуемой, что смотреть до конца её хотелось разве что из уважения к последнему этапу совершенно великолепного сезона. Макс отстал от Льюиса на шесть секунд за первый десяток кругов, поменял резину, но тактика Мерседеса “делай ровно как Ред Булл” работала как часы. Хэмилтон отыграл ещё больше на новом комплекте резины, а на трассе не происходило решительно ничего интересного. Яс-Марина всё ещё абсолютно отвратительный трек, на котором реальная борьба возможна только между очень разными по скорости машинами. Никакая перестройка двух поворотов тут не помогла, и я не знаю, что вообще может помочь этому мертворожденному треку. Шипы сразу за поребриками? Отмена каких-либо ограничений на выезд за пределы трассы? Самые прогрессивные пилоты получают несколько ударов плетью перед гонкой? Что угодно, только, пожалуйста, уберите Абу-Даби из финала чемпионата. Я согласен даже на Джидду.
Единственное событие в борьбе двух лидеров чемпионата, которое вызывало хотя бы минимальный интерес, опять организовал Перес. Ред Булл ожидаемо оставили мексиканца работать живым щитом против Хэмилтона, и Серхио исполнил свою роль максимально ответственно. Целых полтора круга он удерживал намного более быстрый Мерседес, позволив напарнику подобраться вплотную к заднему крылу своего конкурента. Настоящий герой. Это, впрочем, ни к чему конкретному не привело, так как ни одной атаки Ферстаппену провести не удалось, а Льюис после этого опять совершенно спокойно уехал от Макса.
Второй раз какая-то минимальная надежда посетила боксы Ред Булла, когда Антонио Джовинацци закончил свою карьеру гонщика Формулы 1 преждевременно. Его Альфа Ромео решила не продолжать гонку, причем резко и решительно, поэтому остановиться пришлось около ближайшей стенки. Над трассой повис режим виртуального пейс-кара, Ред Булл справедливо решили, что терять им нечего, Макс поехал в боксы за новым комплектом резины и оказался в 17 секундах позади Льюиса за 20 кругов до финиша. Ему всего-то требовалось повторить подвиг Михаэля Шумахера на Гран При Франции 2004 и проехать все оставшиеся круги в гонке в квалификационном темпе, опережая Хэмилтона почти на секунду на каждом круге. Разумеется, ничего подобного не произошло. Макс резво сократил отрыв до 13 секунд, убил свою резину, уткнулся в круговых, а когда кругов осталось меньше, чем секунд, в гонке всё было решено и исход был очевиден. Льюис Хэмилтон — восьмикратный…
Нет, простите, произошла ошибка. Её автором стал Николас Латифи, который в напряженной борьбе с Миком Шумахером совершил небольшую экскурсию по грязной части трека, собрал пыль на колесах и приложился к стенке в 14-ом повороте а-ля Райкконен на второй тренировке. До конца гонки шесть кругов, Уильямс перегораживает половину трека, на трассе самый настоящий пейс-кар, а гонка Мерседеса рушится на глазах. Ферстаппен заезжает в боксы за софтом и ждёт рестарта позади Хэмилтона. Впрочем, не совсем позади — между ними ещё несколько круговых. До финиша остается три круга, но пейс-кар всё ещё на трассе, а дирекция гонки объявляет о том, что круговых в этот раз не выпустят пораньше, дабы они не мешались под ногами — для этого просто нет времени, мы хотим увидеть хотя бы ещё один боевой круг в этой гонке. Где-то на фоне сходит с дистанции Серхио Перес, но до него особо никому нет дела. Через круг дирекция меняет своё решение — круговых выпустят, но только тех, кто находится между лидерами, а гонку рестартуют сразу же, прямо на этом круге.
Я буду с вами предельно откровенен — у этого решения нет, не было и не может быть никаких оправданий, кроме того, что оверлорды Формулы 1 очень хотели бы увидеть финальную битву между Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном и очень не хотели бы скучного окончания за пейс-каром. Никакого спортивного объяснения подобному решению не существует. Неважно за кого вы болеете, неважно насколько любите шоу — дирекция гонки нужна для того, чтоб соблюдать правила, установленные для всех участников, а не для того, чтоб искусственно делать борьбу за чемпионский титул интересной. Когда-то давно Берни предлагал установить на всех трассах систему полива и иногда запускать “искусственный дождик”, чтобы было не так скучно. Решение Майкла Маси на Гран При Абу-Даби — того же уровня.
Макс Ферстаппен на свежей резине ожидаемо прошёл Льюиса Хэмилтона после рестарта и финишировал в гонке на Яс Марине чемпионом мира 2021 года. Мои поздравления первому пилоту из Нидерландов, который смог добиться такого результата. Макс абсолютно точно заработал этот титул. Он сражался весь год как лев, его первую половину сезона можно без преувеличений назвать абсолютно идеальной — и мешало ему только банальное невезение. Прокол в Баку и Боттас в Венгрии стоили Ферстаппену кучи очков. Хэмилтону, откровенно говоря, повезло, что он приехал в Абу-Даби, отставая от лидера чемпионата на ноль очков. И даже очень сумбурные последние гонки этого сезона, где Макс показывал, так сказать, не самый чистый пилотаж, нисколько не умаляют ценности его первого чемпионского титула. Все великие чемпионы иногда занимаются подобным. Да, даже ваш любимый.
Но вот что портит впечатление от этого чемпионского титула, так это решения ФИА и общий уровень судейства в этом году. К сожалению, мы имели неудовольствие наблюдать за тем, как постепенно, гонка за гонкой, стандарты вынесения решений скатываются всё ниже и ниже. Как один и тот же маневр может быть наказан в одной гонке — и не наказан в другой. Как директор гонки активно вмешивается в результаты и выносит странные, не поддающиеся объяснению решения. Как пилоты постепенно учатся тому, что лучше откровенно нарушить правила и предоставить боксам разбираться — кто знает, может быть, получится выйти сухими из воды. Как из-за этого все джентльменские соглашения, позволяющие кое-как регулировать многие серые зоны в правилах, отправляются в мусорную корзину — потому что теория разбитых окон работает безотказно. Увы, но безумный, великолепный, непредсказуемый сезон 2021, который был до отказа наполнен тем, что мы всегда ждём от Большого цирка — красивыми гонками с интересными результатами — будет теперь в истории не только как один из лучших сезонов Формулы 1, но и как год, в котором ФИА окончательно потеряла всякий контроль над своими же собственными правилами. В котором по-настоящему праздновать заслуженный первый титул одного из самых талантливых пилотов последнего десятилетия мы сможем только после того, как пройдут все апелляции во всех спортивных инстанциях.
Ладно, кроме двух лидеров и борьбы за чемпионский титул были же ещё какие-то события на Гран При Абу-Даби. Например, досрочное завершение сезона для Никиты Мазепина. Он пропустил последнюю гонку из-за коронавируса и получил почетное 21 место в чемпионате из 20 пилотов. Великолепная, но абсолютно незамеченная гонка от Карлоса Сайнса позволила тому заработать себе очередной подиум, а вместе с ним и пятое место в личном зачете, опередить Ландо Норриса и Шарля Леклера и вообще прекрасно завершить свой чрезвычайно успешный год. Сайнс — просто ходячий пример реализации выражения “пришел, увидел, победил”. Феррари стоит задуматься о том, кто у них действительно супер-звезда в команде. Норрис же продолжает быть объективно самым невезучим пилотом Большого цирка — после провала на Гран При России на него будто бы наложили проклятье. В Абу-Даби Ландо должен был приезжать четвертым и отлично держал Боттаса за спиной половину гонки — но, увы, прокол, вынужденная замена шин и достойное, но для личного зачета провальное седьмое место.
Всё, сезон на этом окончен. Расходимся, закругляемся, гасим свет. Если у вас после этой гонки осталось какое-то ощущение недосказанности, ненастоящего праздника, смешанные чувства по поводу подобного завершения чемпионата — вы не одни. За радостью по поводу первого титула Макса Ферстаппена и первого поражения Мерседеса в новейшей истории Большого цирка не скрыть разочарования огромным количеством неспортивной драмы, которым был окружен Гран При Абу-Даби. Но давайте думать о хорошем. Это был великолепный сезон, который не грех пересмотреть на досуге долгими зимними вечерами в межсезонье и который мы будем ещё много-много раз вспоминать. Гран При Формулы 1 сделали 2021 — очередной сложный, коронавирусный год — немного лучше. И точно намного интереснее.
Оценки всем пилотам и командам расставлены по порядку кубка конструкторов прошлого сезона:
Уильямс — 1/5
И ведь не сказать, что мы не видели Уильямс на трассе.
Джордж Рассел — N/A
Джордж уже душой и мыслями совершенно точно не в Уильямсе.
Николас Латифи — N/A
Кто бы мог подумать, что Латифи (косвенно) решит судьбу титула.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Хаас — 2/5
Хаас сражался на равных с Уильямсом!
Мик Шумахер — 3/5
В очередной раз Мик примеряет на себя роль катализатора исторических событий.
Никита Мазепин — N/A
Я бы сказал, что окончание года не задалось — но весь год был таким.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альфа Ромео — 1/5
Альфа Ромео прощается с двумя своими пилотами двумя техническими сходами.
Кими Райкконен — N/A
Hyvästi, Kimi!
Антонио Джовинацци — N/A
Arrivederci, Antonio!
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альфа Таури — 5/5
Лучший уикенд Альфа Таури в этом году.
Пьер Гасли — 5/5
Машина барахлила в квалификации, но в гонке все пошло хорошо.
Юки Цунода — 5/5
Наконец-то отличный результат от Цуноды.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Феррари — 3/5
Интересные результаты, конечно: подиум и десятое место.
Шарль Леклер — 3/5
Довольно грустный уикенд.
Карлос Сайнс — 5/5
А у Сайнса, наоборот, праздник.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Альпин — 3/5
Всё, на третью гонку в пустыне Альпин не хватило.
Фернандо Алонсо — 3/5
Квалификация так себе, но гонка — сойдет.
Эстебан Окон — 3/5
Всё средне.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Астон Мартин — 1/5
А зачем вообще Астоны приезжали на последние два Гран При?
Лэнс Стролл — 3/5
Никаких же результатов им это не дало.
Себастьян Феттель — 3/5
Даже учитывая, что многие конкуренты сошли или допустили ошибки.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
МакЛарен — 3/5
МакЛарен немного лихорадит в последних гонках, не самое классное завершение шикарного начала сезона.
Ландо Норрис — 4/5
Прокол подпортил очень перспективную гонку.
Даниэль Риккардо — 2/5
На этот раз телепортации в первую пятерку не получилось.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Ред Булл — 5/5
Если отбросить все внешние факторы, Ред Булл этот уикенд должны были проигрывать, но это Формула 1.
Макс Ферстаппен — 5/5
MAX MAX MAX
Серхио Перес — 5/5
Да, сошёл, но мне не жалко пятерки.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Мерседес — 4/5
Как утешение — выиграли кубок конструкторов.
Льюис Хэмилтон — 5/5
Льюис сделал абсолютно всё, что мог.
Валттери Боттас — 3/5
Боттас примеряет на себя роль пилота Альфы Ромео.
=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=~=
Итоговое положение в личном зачете:
Итоговое положение в командном зачете:
Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, сезон окончен, но осталось ещё несколько важных вещей.