В современной школе у учеников большая нагрузка. И в школе, и дома им приходится много писать, читать. Объём информации с годами растёт. Сидячий образ жизни является основным. Использование физминуток позволяет сохранить здоровье. Больше всего страдают органы зрения, кисти рук, мышцы спины и шеи, нервная система от перегрузок и различных видов контроля. Физминутки очень полезно проводить во время выполнения домашних заданий. Они подходят для детей любого возраста. Главное, применять их целенаправленно. Если устали глаза, значит, проводим гимнастику для глаз. Если напряжены мышцы, значит, расслабляемся и т.д. Если ребёнок помнит физминутки, которые проводят на уроках учителя, он может применять их и дома. Если учителя по той или иной причине опускают этот момент, можно проводить их дома самостоятельно.
Для этого разберёмся, какие виды физминуток существуют.
1. Гимнастика для глаз
2. Пальчиковая гимнастика, гимнастика для кистей рук
3. Подвижные физминутки, музыкальные физминутки
4. Дыхательная гимнастика
5. Упражнения на развитие внимания
6. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
7. Релаксационные упражнения для снятия нервного напряжения, для снятия напряжения с мышц.
Теперь разберём, для чего служит каждая группа физминуток.
1. При выполнении учебных заданий детям приходится очень много читать и писать. Органы зрения испытывают постоянную нагрузку. Им нужен отдых. Для того, чтобы уберечь глаза от переутомления и сохранить зрение, необходима гимнастика для глаз.
2. Пальцы рук и кисти часто тоже напряжены. Поэтому во время письма используйте пальчиковую гимнастику и гимнастику для кистей рук.
3. Чтобы сидячий образ жизни не стал причиной ухудшения осанки, существуют игровые физминутки. Они очень подвижные. Могут проводиться под музыку. Поэтому способны поднимать настроение. Из-за чего любимы детьми.
4. Дыхательная гимнастика поможет справиться с усталостью, успокоиться и повысить стрессоустойчивость. Дети, как и взрослые, могут глубоко переживать свои неудачи. Например, их волнуют плохие оценки, ссоры с одноклассниками и т.д.
5. Упражнения на развитие внимания полезны сами по себе. Внимательность необходима для процесса обучения!
К тому же такой вид физминуток может быть весёлым, что тоже нравится детям.
6. Сложно переоценить такой вид физминуток, как упражнения для улучшения мозгового кровообращения. Помогают улучшить работоспособность. Снимают напряжение с мышц шеи.
7. Для снятия напряжения любого вида идеально подходят релаксационные упражнения. Желательно их основывать на впечатлениях, которые связаны у детей с беззаботностью и радостью. Например, летние или зимние каникулы.
С некоторыми видами физминуток ребёнок сможет справиться самостоятельно. Замечательно будет, если в этом примут участие родители. Пусть так проявится Ваша забота о здоровье!
Приведу несколько физминуток из собственного педагогического опыта, которые применяем и с моими детьми дома. Вы можете применять свои виды упражнений. Главное, помните о том, что такой вид отдыха существует. Проводите физминутки по 2-3 минуты во время выполнения учебных заданий или между ними. Лучше это сделать до момента утомления!
Используйте также переменное сочетание выполнения письменных и устных работ. Почитать любой текст можно в кресле или на диване, устроившись поудобнее. Главное, следить при этом за осанкой и хорошим освещением. Так ребёнок сможет снять напряжение с мышц спины, которое появляется при письме за столом.
1. Гимнастика для глаз.
* Глядя вдаль перед собой на стене нарисовать глазами цифру 8, первую букву своего имени, первую букву своей фамилии, затем закрыть глаза на 1 мин.
* Вот в стихотворной форме:
Любопытная Варвара Смотрит влево (посмотреть влево),
Смотрит вправо (посмотреть вправо),
Вдруг упала на карниз (сесть на стул) И с него свалилась вниз (лечь на ученический стол, закрыть глаза,полежать спокойно 1 мин.)
* Хорошим будет и вот такое упражнение: смотреть в окно поочерёдно меняя направление взгляда с близких предметов на дальние. Например, смотрим сначала на точку на стекле несколько секунд, затем переводим взгляд на лес, дом, дорогу вдали. Повторять до 6 раз.
* Для сохранения зрения следите также за осанкой ребёнка! Важно, чтобы он сидел прямо, слегка согнув голову вперёд. Нельзя низко наклоняться над тетрадью.
* Обустройте рабочее место ребёнка так, чтобы свет (и от окна, и от светильника) падал с левой стороны. Для тех, кто пишет левой рукой - с правой стороны.
2. Пальчиковая гимнастика
* "Солнышко - тучки". Сжимаем пальцы в кулаки (это тучки), затем разжимаем и показываем ладошки с широко расставленными пальцами (это солнышко). Повторить 4-5 раз. После этого упражнения потрясти кистями рук.
* Пальцы рук скрестить друг с другом и делать волнообразные движения 5-6 раз
* Попеременно постукивать подушечками пальцев обоих рук по столу (напоминает игру на пианино).
* Поочерёдные "щелбаны" всеми пальцами.
3. Музыкальных подвижных физминуток можно очень много найти в интернете. Они ,как правило, сопровождаются подвижными движениями и стихотворными строками. Можно выполнять и без музыки. А заученные наизусть физминутки послужат для развития памяти. Например, "Буратино потянулся".
4. Дыхательная гимнастика
* Встать. Представить перед собой любое дерево с плодами, растущими высоко. Встать на носочки, руки поднять вверх, пытаться дотянуться до плодов, чтобы сорвать их (при этом делаем глубокий вдох). Затем опуститься с носочков, наклониться вниз, чтобы положить фрукт в корзину (при этом делаем глубокий выдох). Повторяем 5-6 раз. Воображаемые плоды можно заменить шишками.
5. Для проведения упражнений на развитие внимания потребуется помощь родителей.
* Произносим слова " Лебеди летели, летели, летели (с помощью рук изображаем полёт птиц),
На ... сели. Посидели,посидели Дальше полетели.(Вместо троеточия называете любую часть тела, кладёте туда ладошки, ребёнок повторяет. Постепенно начинаете путать: называете одну часть тела, а руки кладёте на другую часть тела. Ребёнок должен сделать так, как Вы сказали, а не показали. Постепенно увеличиваете темп.
6. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
* Сидя. Руки на поясе.
Выполняется медленно. На счёт 1-2 наклонить голову назад, на счёт 3-4 голову вперёд. Повторить 4-5 раз.
* Сидя. Руки на поясе. Поворот головы направо, возврат в исходное положение, поворот головы налево, возврат в исходное положение. Выполняем плавно 5-6 раз.
7. Релаксация - расслабление. *Ребёнок занимает удобное для него положение (на полу, в кресле, на диване, за столом и т.д.), максимально расслабляется, ни о чём не думает, может помечтать. Эффективно это делать под записи звуков природы (пение птиц, шум водопада, шум морской волны, шелест листьев и др.). Достаточно 2-3 минут.
P.S. Физминутки не займут много времени, но помогут сохранить здоровье и повысят работоспособность!
Будьте здоровы!
#здоровье #дети #семья #школа
№