Почта России выпустила конверт «150 лет новой чувашской письменности». Это прекрасно как явление. Саму дату я тоже горячо приветствую, даже участвовал, чем мог. Посмотрим, однако, на сам календарь, на его, так сказать, форму и, типа, содержание. Картинка, слишком тесно впихнутая в пространство, оставленное для иллюстрации между обязательными элементами конверта — от индекса до индекса. Уже так себе начало.
Далее — смешение всевозможных стилей: логотипичных надписей, просто надписей, векторной псевдообъемной графики и портрета в гравюрном виде.
Часть изображение в монохроме — в чувашском темно-красном (кӗрен), часть в черном цвете, а вот тени почему-то цветные — голубоватые. Из-за неожиданного цвета тени выглядят инородными и попросту создают ощущение грязи на листе. При том, что тени внутри разворота книги голубые, а под книгой — серые. Что только усиливает зрительный диссонанс.
Типографика. «Чувашская Республика» и про Яковлева — набраны шрифтом Требушет. Спасибо, что не Arial. Но нижняя надпись поджата по горизонтали (бан!), буквы слипаются. Между инициалами нет пробелов. Сама фраза теряет смысл после тогда как в ней приписано в скобках «1871 г.». Главное в предложении — Яковлев или то, что он создатель, и по логике, дата должна бы привязана к одному из них, а не к алфавиту. Почему бы для простоты понимания не написать: «Иван Яковлевич Яковлев создал новый чувашский алфавит в 1871 году». Хотя мы тихо знаем, что жизнеспособная версия появилась только в 1873-м.
Графика. Портрет не сильно испортили. Размыли овалом. Яковлев только был молод, когда алфавит создавал. Но без бороды мы бы его не узнали. Ладно. А вот к сложенному вдвое листу есть масса вопросов: зачем такая рамка, зачем объем, зачем тени, и, собственно, зачем вообще весь этот лист нужен был? Без него была бы стройнее композиция.
Логотип. Надпись «150 лет» — еще куда ни шло — шрифтом, имитирующим рукописное письмо. Шрифт изъезженный, старый, но вполне рабочий. Ладно. Но вот что творится в двух якобы чувашских буквах ниже? Верхняя должна была быть строчной ӗ, но верхний диакритический элемент — кратка — это плавная дуга. Здесь же это скорее уголок, галка, правильно — гачек, что делает букву чешской ě! Форма самой буквы тоже страшная — нижняя дуга сместилась вправо — как нижняя челюсть выдвинутая. Нижняя буква получилась ещё хуже. Там, где предполагалась строчная чувашская ӑ, получилось что-то странное. Недократка слиплась с буквой (так, что надо предполагать или точно знать, что это должна быть за буква). Петля непонятной кругло-квадратной формы, не сочетающейся с первой буквой. Сбоку бантик (зачеркнуто) флажок. Невесть откуда взявшийся.
Случайность! Главное определение такому дизайну. Все элементы неродные, неприкаянные, стоят кто где и грустят. Композиция отменена. Эклектика правит миром.