По мере затягивания и расширения войны Япония создала систему тотальной войны, но даже в колониях была проведена мобилизация всех человеческих и материальных ресурсов и контроль был еще более усилен. В Корее и на Тайване народный контроль продвигался во имя "объединения Кореи и Японии" и "империализации", реквизировались трудовые и военные силы.
Экономика "Маньчжоу-Го" также находилась на грани краха, поскольку она все больше и больше подчинялась японской экономической системе военного времени. В Китае попытки заключить мир с националистическим правительством в Чунцине, чтобы выйти из тупика китайско-японской войны, провалились, а официальное признание правительства Ван Чжаомина в Нанкине только усилило антияпонскую борьбу китайского народа. Японцы были вынуждены сосредоточить свои силы на поддержании безопасности на оккупированных территориях, а не на наступлении.
Оккупированные территории на юге были переданы под военную администрацию "на время". В январе 1942 года премьер-министр Хидэки Тодзио предложил создать "Сферу совместного процветания Большой Восточной Азии", которую он назвал освобождением Азии от ига западного империализма. В "Наброске политического и стратегического руководства для Большой Восточной Азии" от мая 1943 года говорилось, что "Малайя, Суматра, Ява, Борнео и Целебес должны быть определены как имперские территории, и как места поставки важных ресурсов, должны быть предприняты усилия для их развития, насколько это возможно, и выяснения общественных настроений".
Тем временем, однако, японское правительство также прилагало усилия для развития страны. С другой стороны, она поддерживала правительство Ван Чжаомина, способствовала независимости Бирмы (ныне Мьянма) и Филиппин, признала временное правительство Свободной Индии под руководством Субхаса Чандры Босе, и все это использовалось для прикрытия и укрепления господства японского империализма в Азии. О реальности "Сферы совместного процветания Большой Восточной Азии" свидетельствует конференция Большой Восточной Азии, состоявшаяся в Токио в ноябре 1943 года.
В конференции участвовали только Бирма, Индия, Филиппины, "Маньчжоу-Го" и правительство Ванга, а Таиланд, единственная независимая страна, присутствовал только в лице своего премьер-министра. Ожидания Японии как нации, сбросившей иго западного империализма, были преданы суровым военным режимом, и зародилось антияпонское движение сопротивления, благодаря которому азиатское национальное движение вступило в новую стадию.