На сегодняшний момент к памятникам природы Кореи причислены три местные породы собак, а еще две готовятся войти в список
Чиндо (памятник природы № 53), Сапсари (памятник природы № 368) и Донгёни (памятник природы № 540) охраняются законом Южной Кореи, и соответствующие местные органы власти обеспечивают сохранение аборигенных пород собак.
Одним из самых ранних свидетельств присутствия собак в Корее является доисторическая наскальная резьба, на которой изображена собака вместе с дикими животными на петроглифах Бангудэ в Ульджу, недалеко от Ульсана.
Резьба эпохи неолита на отвесной скале изображает собаку с овальной грудью, изогнутой спиной и направленным вверх хвостом - типичное изображение пород корейских собак.
Собаки, одно из первых прирученных животных, перемещались вместе с людьми в поисках пищи и безопасных мест для жизни. Лучший друг человека помогал людям охотиться, обеспечивал безопасность и составлял компанию. Поскольку собаки всегда были с нами, домашние собаки - это «ходячий учебник истории», если мы посмотрим на их ДНК.
Останки собак были найдены в древних археологических раскопках, и современная наука смогла расшифровать геном, чтобы определить, как современные породы связаны с древними собаками.
Предварительное исследование ДНК корейских собак дает нам энциклопедическую информацию об их истории и, следовательно, их генеалогическом древе.
Группа исследователей в Сеуле ожидает экспертной оценки исследовательской работы, которая предварительно показывает гетерогенность генетического состава породы сапсари. «Это означает, что данные о геноме других азиатских собак существуют в породе сапсари, но не наоборот», - сказал один из исследователей.
Установлено, что собаки сапсари находятся на вершине генетического древа собак в Восточной Азии, включая породы дзиндо, донгёни, пекинес, мопс, ши-тцу, тибетский мастиф и тибетский терьер.
В корейской культуре «сапсари» означает собака с длинной шерстью. Гетерогенный генетический фонд Сапсари привел к повторному открытию Пятнистого Сапсари - более известного в корейской истории как Бадуки, которую можно увидеть на картинах периода Чосон.
Вероятно, это результат долгой истории, когда собак не привязывали и не огораживали в сельских деревнях. Это продолжилось до тех пор, пока современные «законы о поводках» не обязали всех собак быть на поводке, когда они находятся на улице.
Во время моего исследовательского визита в Чиндо в 1990-х годах местные собаки охраняли дома своих хозяев, сидя посреди дороги перед домами, вставая только для того, чтобы уступить дорогу встречным машинам. Они возвращались на середину дороги, когда проезжали машины. Вольные собаки чиндо в деревне ладили друг с другом без каких-либо территориальных конфликтов, но среди собак определенно существовал порядок и иерархия.
Одна из местных семей, которую я опрашивал, не знала, от какой собаки родились их щенки. Ночью происходил естественный отбор, когда доминирующий самец чиндо обходил остров, соревнуясь за возможность спаривания. «Я не знаю, от кого мои щенки», - сказала владелица самки чиндо с пометом. «Самцы собак чиндо посещают их только под покровом темноты».
Естественный отбор на острове означал, что у данной породы собак было здоровое генетическое разнообразие.
Эта древняя порода известна своим интеллектом, исключительными охотничьими навыками, высокой преданностью, невероятной способностью находить дорогу домой, иногда за сотни миль, и полным отсутствием генетических дефектов. Естественный отбор был ответственен за силу и здоровье породы, которая веками жила на острове изолированно от материка, пока в 1984 году мост длиной 484 метра не соединил остров с материком. В 2005 году появился еще один мост, что удвоило пропускную способность дороги.
В 1930-х годах, во время японского колониального периода, за исключением породы собак чиндо, все другие породы собак столкнулись с исчезновением, когда их забили для изготовления зимних пальто для японских военных. Корея потеряла большую часть своих аборигенных пород.
Но в Корее есть места настолько отдаленные, в основном в горах, что некоторые сапсари пережили бойню.
Ха Сон Джин, профессор ветеринарной медицины в Национальном университете Кёнбук, в 1960-х собрал пару десятков собак Сапсари, которые в то время были последними известными представителями данной породы.
Когда его сын, Ха Джи Хон, который только что вернулся со своей докторской диссертацией по микробной генетике из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн, увидел собак своего отца Сапсари, порода находилась на грани исчезновения.
В конце концов молодой исследователь переключился на генетику животных и приступил к восстановлению породы сапсари. Это было более 35 лет назад.
Тот факт, что будущее породы Сапсари было определено не коммерческими собаководами, а скорее некоммерческой организацией, обеспечил наилучший возможный результат для породы.
Популяция Сапсари не имеет известных дефектов или генетических проблем, которые распространены среди чистокровных собак.
Донгёни или собака Кёнджу Донгён, памятник природы № 540, была последней, пополнившей ряды охраняемой местной породы.
Внешне Донгёни похожи на собак чиндо, за исключением естественно купированного хвоста. Как и другие корейские породы, Донгёни нежно относится к детям и людям, но среди собак она проявляет высокую склонность к доминированию.
Автор Кан Хён Вон (hyungwonkang@gmail.com)
---
Корейско-американский фотожурналист и обозреватель Кан Хён Вон в настоящее время документирует историю и культуру Кореи в изображениях и словах для будущих поколений. - Ред.
Korea Herald (khnews@heraldcorp.com)
#южнаякорея #корея #домашниеживотные #домашниепитомцы #собаки #породысобак #азия #ветеринария #общество #культура