Найти в Дзене
Исторический музей

Откуда взялся двуглавый орёл на гербе России?

Оглавление

Всем нам хорошо известен герб России, на котором изображён двуглавый орёл. Одни считают, что заимствование этого символа произошло из традиции Византийской империи, другие предполагают его западноевропейское происхождение. Но кто же прав?

В XVIII веке, когда историки впервые обратились к изучению древних русских печатей, возникла версия, согласно которой Московская Русь заимствовала эмблему двуглавого орла из Византии

Заимствование это связано со вторым браком Ивана III с Зоей Палеологиней. К тому времени Константинополь, захваченный османами в 1453 году, уже двадцать лет находился под турецкой властью. Отцом Зои был деспот (правитель-наместник) византийской области Мореи, расположенной на территории греческого полуострова Пелопоннес, Фома Палеолог, брат императора Константина, погибшего при взятии турками византийской столицы. Морею также вскоре захватили турки, а на долю Зои и её родственников выпала нелёгкая судьба изгнанников. Семья Фомы обосновалась в Италии, где Зоя после смерти отца жила на попечении выдающегося церковного деятеля греческого происхождения кардинала Виссариона Никейского. Именно он с одобрения папы решил выдать девушку замуж за московского государя для сближения православной и католической церквей.

Зоя стала великой княгиней Софьей Фоминичной, и значение этого династического союза для культуры и идеологии Московского государство оказалось весьма велико. Поэтому заимствование двуглавого орла из византийской традиции хорошо вписалось в общий контекст культурного влияния Византии на Русь.

В XX веке возникли новые версии происхождения российского двуглавого орла из Священной римской империи и балканских стран

Среди версий популярна идея о влиянии на Ивана III дипломатических контактов со Священной Римской империи германской нации, где двуглавый орёл был государственным гербом с 1430-х годов. Кроме того, изображения орла с двумя головами встречаются в других странах, в том числе балканских. Широкий "ареал распространения" заставляет некоторых исследователей искать прототипы российского орла в других культурах.

Монета. Королевство Германия и Священная Римская Империя. 1365/1406 год
Монета. Королевство Германия и Священная Римская Империя. 1365/1406 год

Однако при рассмотрении подобных тем важно помнить, что наличие одних и тех же символов у разных народов ещё не означает их взаимосвязи и идентичности смыслового выражения

Двуглавый орёл встречается во многих культурах и у разных народах, начиная с глубокой древности. Одно из самых ранних известных изображений двухголовой хищной птицы относится к искусству Центральной Азии и датируется рубежом III-II тыс. до н.э. Также известно изображение двуглавого орла на территории древнего города Хатусса - столицы Хеттского царства, существовавшего в XVII-XIII веках до н.э. Двуглавый орёл известен в сасанидском Иране и на территории Малой Азии, а также в других регионах мусульманского мира. Вероятно, именно с Востока он и пришёл в Византийскую империю.

Украшение турецкой чалмы. Третья четверть XVII века
Украшение турецкой чалмы. Третья четверть XVII века

Двуглавый орёл как символ единства Рима и Константинополя

В эпоху Средневековья в Европе существовала легенда о том, что двуглавый орёл появился якобы ещё при императоре Константине Великом и обозначал единство империи - Западной и Восточной. При этом сама империя считалась единой, но с двумя государями во главе, что символизировало одно тело и две головы орла.

Несмотря на то, что реальных оснований эта легенда под собой не имеет, для прояснения семантики двуглавого орла в период его бытования в Византийской империи и Священной Римской империи она оказывается очень значимой. Ведь дело не в том, существовала ли сама эмблема в Древнем Риме, а в том, что в этом были убеждены в XIV-XV веках.

Флорентийский историк Джованни Виллани в первой половине XIV века писал: "У великого Помпея была хоругвь с серебряным орлом на голубом поле, а у Юлия Цезаря - с золотым орлом на алом поле... Октавиан Август, племянник и наследник Цезаря, изменил это герб и принял золотой цвет поля и природный чёрный цвет орла, символизировавшего власть императора, ибо орёл превыше всех птиц, видит лучше любого животного и взлетает до небесного огненного полушария, подобно тому как император выше любого светского государя. После Октавиана все римские императоры сохраняли такой же герб, а Константин и за ним другие греческие императоры вернулись к гербу Юлия Цезаря, т.е. золотому орлу на алом поле, но двуглавому"

Таким образом, относительно поздние геральдические символы и их расцветку отсылали к далёкому прошлому.

Из Византии как ни крути

В Западной Европе, по крайней мере с XIV века, сформировалось представление о том, что герб Византии - это золотой двуглавый орёл с опущенными крыльями в красном поле. Тогда Византией правили династии Палеологов и Кантакукинов, а изображения золотых двуглавых орлов в красном поле нередко встречались на миниатюрах, монетах и других предметах, связанных с императорской властью. Из империи изображение орла попало в ближайшие страны, находившиеся под влиянием византийской политики и культуры, среди которых Болгария, Сербия, Черногория, Валахия.

Герб Сербии
Герб Сербии

В Западной Европе двуглавый орёл оказался во времена Крестовых походов. Однако там, где его изображения становились постоянными и связанными с теми или иными государями Европы, мы вновь сталкиваемся с византийскими династическими контактами. Австрийские герцоги из династии Бабенбергов начали чеканить на своих монетах двуглавого орла с конца XII века, установив родственные связи с византийскими императорами. Сицилийские Штауфены, породнившиеся с императорской династией Ангелов, по-видимому привносят двуглавого орла в контекст придворной эмблематики своего королевства в начале XIII века. Наследники и потомки графа Бодуэна Фландрского, ставшего константинопольским императором после захвата города крестоносцами, принесли двуглавого орла в северо-западный регион Европы, в результате чего он появился у герцогов Люксембургских. А когда Сигизмунд Люксембургский стал императором Священной Римской империи, орёл с двумя головами сделался имперским государственным гербом.

Герб Священной римской империи при Франце II
Герб Священной римской империи при Франце II

Даже на мусульманском Востоке, в государстве Хулагуидов и Золотой Орде, орёл встречается на монетах именно тогда, когда византийские принцессы становятся жёнами местных ханов. Всё это демонстрирует, насколько был высок статус Византии - то есть, в понимании того времени, Римской империи, а двуглавый орёл указывал на близость скорее к византийской имперской власти.

Использование другими государствами символа двуглавого орла говорит о высоком статусе Византийской империи и стремлении правителей стать ближе к её наследию

Особое значение и популярность этого символа в Священной Римской империи германской нации были обусловлены и самой его семантикой. Он означал двуединую Римскую империю, что с учётом претензий на преемственность от неё оказалось особенно актуально. Поэтому именно "византийская версия" происхождения русского двуглавого орла кажется наиболее правдоподобной. Родство с Палеологами делало великих московских князей, государей всея Руси, сопричастными византийскому императорскому наследию, а сама эмблема подчеркивала их высокий статус, подобный статусу не князя или короля, а императора, которому подчинялись многие княжества и земли.

Матрица с изображением Российского двуглавого орла со скипетром и державой в лапах. Начало XVIII века
Матрица с изображением Российского двуглавого орла со скипетром и державой в лапах. Начало XVIII века

До XV века на Руси единичные изображения двуглавого орла не составляют общей традиции. Но в годы правления Ивана III он становится одним из государственных символов. В этот период стилистически российский двуглавый орёл идентичен византийскому. Уже в Священной Римской империи он стал более "воинственным", его крылья и клювы раскрылись шире.

Печать Ивана III
Печать Ивана III

Наличие двуглавых орлов в Священной Римской империи и в Московском царстве не только демонстрировало "диалог" и "равновеликость" двух держав, но и обозначало определённое противопоставление.

Здесь вспоминаются слова Ивана III, адресованные императорскому послу Николаю Поппелю, предложившему в 1489 году великому князю королевскую корону от имени императора Фридриха III: "Мы Божиею милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, и поставление имеем от Бога, как наши прародители... А поставления как есмя наперед сего не хотели ни от кого, так и ныне не хотим".