Вряд ли в круговороте будничных дел и планов, кого-нибудь интересовал вопрос, почему ткани, в которые завернуты мумии египетских фараонов, так хорошо сохранились и не истлели за тысячелетия со времен захоронений.
Ну что за вопрос? Больше нам думать не о чем, как о фараонах и их тканях!
А если всё-таки задуматься? Почему тлен не коснулся того, что должно было давным давно исчезнуть?
Первое, что приходит на ум, что эти ткани были пропитаны каким-то чудотворным зельем. Что ж, наверное, их действительно в чём-то вымачивали, прежде чем употребить по назначению, но оказывается, что это ещё не всё. Оказывается, что эти ткани изготавливались из удивительного и экзотического на сегодняшний день сырья - морского шёлка.
Этот материал - виссон - обладает удивительными качествами:
- он практически не портится и не повреждается насекомыми;
- он является отличными изолятором;
- он в тысячу раз прочнее человеческого волоса, но намного тоньше его.
Виссон не зря называют морским шёлком, его действительно добывают из моря. Производит его один из самых больших и, к сожалению, ныне исчезающих двустворчатых моллюсков- рода Fin Nobilis составе семейства Pinnidae. Обитает он на мелководье в прибрежной зоне.
Время от времени этот моллюск выплевывает тончайшие нити образовавшейся слюны-кератина, которые от контакта с водой вскоре затвердевают. Такими нитями моллюск опутывает себя, образуя бурую неприглядную, заросшую ракушками оболочку - bioccolo (ит.) - защиту от осьминогов, а также крепиться этими нитями ко дну.
Секрет обработки виссона очень сложен и трудоёмок, и, может статься. будет вскоре утерян. По словам уроженки острова Сардиния, единственной хранительницы этой технологии 62-летней Кьяры Виго, она использует только последние 5 сантиметров из примерно 40 bioccolo. Каждый взрослый экземпляр Fin Nobilis производит 300 грамм сырого волокна, превращающегося после долгой и кропотливой обработки в 30 гр. виссона, из которых и получаются 12 метров "морского шелка".
Ткань производят не из одного виссона. Волокна сначала прядут на ручном веретене, а затем заправляют в челнок и ткут по натянутой основе из тонких льняных нитей. Очевидно, именно такая технология и породила некоторую путаницу в названии ведь byssus (англ.) или βύσσος, (др-греческ.) и переводится, как лён.
У "морского шёлка" есть ещё одно характерное качество. Его, имеющего изначально белый цвет, можно окрасить во время обработки в пурпурные, фиолетовые, алые и золотые цвета. Вспомните любимые пурпурные и золотые одеяния римских патрициев.
Но! Его нельзя расписывать после окончания обработки. Краски просто стекают с него.
Именно это обстоятельство и убеждает энтузиастов в подлинности изображения лика Христа на плате из Маноппелло, который хранится в базилике рядом с этим городом в провинции Абруццо.
По библейскому сказанию этот плат из виссона подала спасителю Святая Вероника, чтобы тот отер своё избитое, залитое кровью и потом лицо во время его восшествия на Голгофу.
Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца, лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон — то и другое абсолютно идентичны друг другу. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок. Вуаль сделана из виссона. Многие исследователи склоняются к мнению, что именно этот плат является подлинным, в силу необыкновенного качества изображения, схожего лишь с Туринской плащаницей. (из Википедии)
Виссон поистине чудесное сырьё.
Свет, проходящий через него, реагирует на оптические законы преломления и отражения: в некотором смысле ткань виссона имеет микроструктуру, аналогичную той, что у матриц жидких кристаллов. Внутри его волокна может возникнуть феномен тотального отражения: это может объяснить тот “скользящий " эффект, при котором святое лицо видится только тогда, когда оно освещено определенным образом. (с сайта Chiara Vigo).
К сожалению, я вынуждена завершить статью на грустной ноте.
По настоятельному требованию муниципальных властей единственный в мире музей, посвященный старинной технологии изготовления виссона, который существовал благодаря энтузиазму мастера Кьяры Виго в октябре 2016 года был закрыт.
Однако, Кьяра Виго всё ещё принимает посетителей (по предварительному заказу), в комнате, которая была мастерской её бабушки, в нескольких шагах от базилики Сант-Антиоко. Её мастерская существует благодаря пожертвованиям частных лиц, без привлечения общественных средств.
Для информации и бронирования (максимум группы из 12 человек)
КЬЯРА ВИГО
VIA REGINA MARGHERITA N° 168
09017 SANT'ANTIOCO, САРДИНИЯ, ИТАЛИЯ
___________
В статье были использованы материалы с сайта chiaravigo.it
Если статья вам понравилась и была чем-то полезна, поставьте, пожалуйста, лайк. А самые отчаянные ))) читатели могут даже подписаться на мой канал! Буду очень признательна!
Читайте также:
Рукодельницы так не вяжут. А зря!
Почему женщинам с не модельной внешностью и возрастом полезно смотреть модные дефиле.
Яркое наследие непокорённого народа. Индейская mochila.
Поиграем в королеву, или как одеваться, когда вам за...