Найти тему
ИСТОРИЧКА

Девчушка "поспела"

О том, что станет торжество, огласили заблаговременно. Дочка ладожского бондаря, Малуша, достигнула совершеннолетия. Ныне тринадцатилетняя девчонка являлась женой, но в начале её ожидало реальное событие: семейство и вся окрестность радовались её новенькому положению.

полотно М.И.Пален
полотно М.И.Пален

Меж двенадцатью и четырнадцатью годами славянскую девушку Средневековья ждал ритуал посвящения «во взрослые». Его выдумали ещё в дохристианские эпохи, но соблюдали и позднее. В Рязанской губернии ещё 2 века назад с песнями возили по улицам молоденькую красотку. Некто при данном в обязательном порядке приговаривал: «Поспела. Поспела». Это был сигнал и знак для других – в семье односельчанина была замечена свежая жена.

Кукол складывали в сундуки или же передавали младшим сестрам, надевали на торжество свежую рубаху и вышитую юбку, длинную, как у мамы или же у иных старших родственниц. Для 1-ой дочери юбку вышивала мама, а вот для других девченок в семье это делали другие сестры, те, кто уже перескочил порог совершеннолетия. Переодевание также было частью ритуала, и довольно важное.

Волосы заплетали в косу – ещё раз знак взросления. Со периодом, став чьей-то супругой, женщина снова переплетала волосы, уже в 2 косы. Но в тринадцать лет коса была 1. Вслед за тем начиналось пение и прогулки по селу. «Поспела», - гласили всем, указывая на молодую персону. С сего времени она являлась молодой женщиной на выданье. Семейство официально говорила всему окружению, что готова брать на себя сватов.

полотно М.Нестерова
полотно М.Нестерова

В случае если на момент в жилище уже была 1 невеста, в начале выдавали замуж ее. «Не молотят сквозь сноп», - отвечали тем, кто приходил свататься к младшей. В случае если женихов для старшей дочери длительное время не пребывало, имели возможность пойти на уступку. Но попытки выдать первую не прекращались, и разборчивостью в данном вопросе не выделялись. Отдавали засидевшуюся за первого, кто приходил с предложением.

Как раз в данном возрасте девушки много гадали и организовывали посиделки с подругами. И это также наследство языческих лет. В любом селе знали 10-ки всевозможных наговоров, которые руководствовалось выговаривать в конкретные месяцы или же часы.

Но куда значимее было абсолютно другое: как вела себя женщина, из какой происходила семьи, сколько добра готовы были дать совместно с нею, и не было ли в их семейству «пустоцветов», то есть тех, кто не сумел зачать потомства. Этих постарались игнорировать, было поверье, что в случае если у дамы нет детей, то ей чем какого-либо другого не дотрагиваться к «заневестившимся» девицам. Временами замужних и бездетных в том числе прекращали звать на домашние праздничные дни.

Старая Ладога - одна из самых древних крепостей на Руси, фото автора
Старая Ладога - одна из самых древних крепостей на Руси, фото автора

Само замужество длительное время оформлялось абсолютно по другому, чем мы пристрастились мыслить. Нестор в «Повести временных лет» фиксировал, собственно что у античных славян «брака не бываше». В дохристианскую эру никакого венчания, естественно, быть не могло. Но те, кто приняли решение вступить в брак, имели возможность, при скоплении соплеменников, обогнуть некоторое количество раз дерево, или же иного важного знака данной территории. Временами уславливались семьями об «уводе» жены из жилища за конкретный вклад. Князь Владимир, к примеру, за вероятность взять в супруги дочь византийского правителя, Анну, дал империи захваченную им раньше Корсунь.

«Иду, как в полон», - говорила Анна своим близким.

Кстати, было ей уже за 20 – по меркам десятого века «поспела» уже довольно давным-давно. В общем, у принцесс всякий раз значимее оказывался не возраст, а статус.

фрагмент картины "Встреча византийской принцессы Анны" С.Н.Ефошкина
фрагмент картины "Встреча византийской принцессы Анны" С.Н.Ефошкина

У других от совершеннолетия до выбора наречённого могло пройти некоторое количество лет, но без семьи на 3-ем 10-ке оставались немногие. Для начала, засидевшаяся жена кидала тень на всю семью. Во-2-х, в десятом-двенадцатом веке община, клан имели большое смысл в жизни всякого человека, будь он незатейливого происхождения или же княжеского. Нельзя было не прислушаться к воззрению старших, пойти "против течения". Любая женщина постаралась не пропустить время, и отыскать добродетельного наречённого.

Кстати, когда в семье возникала свежая жена, у нее же прибавлялось семейных обязательств. Например готовили постепенный переход от отцовского жилища – к жилищу супруга. Дабы перейти порог в замужнем статусе, будучи всецело приготовленной к всякий хозяйственной работе.