Найти тему
Голубой Экран

Калатозов опасался, что Самойлова не доживет до конца фильма

Оглавление

Осенью 1956 года на съемочную площадку фильма «Летят журавли» срочно вызвали скорую. Исполнительница главной роли Татьяна Самойлова без сознания.

Татьяна Самойлова, народная артистка РФ
Татьяна Самойлова, народная артистка РФ

Прибывший врач диагностировал микроинфаркт. Соглашаясь на эту роль, Самойлова и представить не могла, что из нее выжмут все силы. Сердце молодой актрисы не выдержало огромных физических и психологических нагрузок.

Алексея Баталова на роль Бориса утвердили без кастинга. Он был любимым актером режиссера Михаила Калатозова.

Алексей Баталов, советский и российский актёр театра и кино
Алексей Баталов, советский и российский актёр театра и кино

Оставалось лишь найти ему пару. Самойлова была одной из претенденток. Необычная красота Самойловой, не имела ничего общего с классическими героинями советского экрана. Она решительно
не походила на эффектных блондинок Любовь Орлову или Людмилу Целиковскую
.

Татьяна Самойлова стала первой брюнеткой
в главной роли в советском фильме.

кадры из фильма "Летят журавли" (1956)
кадры из фильма "Летят журавли" (1956)

Розов был недоволен всеми изменениями. В основе пьесы «Вечно живые», по которой снимался фильм, лежала его собственная биография. Тем не менее, сюжет фильма все время менялся, обрастал новыми идеями, линиями, эпизодами.

Благодаря проявленной изобретательности оператора, на съемочной площадке рождались гениальные сцены. Так, для съемок легендарной пробежки Бориса по лестнице, был придуман специальный механизм, поднимавший и закручивающий оператора на высоту нескольких этажей.

кадры из фильма "Летят журавли" (1956)
кадры из фильма "Летят журавли" (1956)

«Совершенно одержимый художник. Урусевский - это не просто оператор, это человек совершенно одержимый новой формой и новыми возможностями»

Жизнью рисковала вся съемочная группа. В горящем доме снимали несколько раз. Все декорации в любую минуту могли загореться и рухнуть, но тяжелее всего было Татьяне Самойловой. Ей снова и снова приходилось бежать вверх по лестнице в клубах едкого дыма. Она чуть не валилась с ног. Калатозов опасался, что Самойлова не доживет до конца фильма. После микроинфаркта, который она перенесла на ногах, ослаб иммунитет и начал развиваться туберкулез.

кадры из фильма "Летят журавли" (1956г.)
кадры из фильма "Летят журавли" (1956г.)

Баталова тоже увозили с площадки на скорой. Съемки были сложными, грязь, холод, болота. В одном из дублей актер падает лицом в воду,
из которой торчали острые ветки кустов. Лицо буквально изодрано в клочья, но превозмогая страшную, боль он доиграл эпизод. Пришлось даже ждать целый месяц, прежде чем швы на лице Баталова затянулись
и он смог вернуться на площадку.

Кадры из фильма "Летят журавли" (1956г.)
Кадры из фильма "Летят журавли" (1956г.)

Практически весь фильм строился на крупных планах. Лица актеров были одним из инструментов Урусевского. Ярко высвеченное лицо Вероники, профиль Марка в полутьме. Игра света и тени стала новым языком, который позволил авторам фильма избежать интимных подробностей, показав одну из самых трагических сцен фильма.

Кадры из фильма "Летят журавли" (1956г.)
Кадры из фильма "Летят журавли" (1956г.)

Урусевский повторял: «Оператор должен играть вместе с актерами» и в сцене самоубийства он предложил Самойловой самой снимать кино с камерой в руках. Изображение не четкое, камера мечется из стороны в сторону. Оператор считал, что именно так он сможет лучше всего передать безумие героини, решившей покончить с собой.

Татьяна Самойлова верила, что все жертвы не напрасны и роль Вероники ее прославит. Она действительно стала звездой, но для начала удостоилась оценки Никиты Хрущева. Фильм ему не понравился категорически. Но, тем не менее, он решил, что нужно его показать народу. Пусть осудят главную героиню и просчитался.

Кадры из фильма "Летят журавли" (1956г.)
Кадры из фильма "Летят журавли" (1956г.)

В Канны картина попала невероятным образом. Летом 1956 года
на съемки фильма случайно попал начинающий французский кинорежиссер Клод Лелуш. Именно ему удалось дозвониться до директора Каннского фестиваля и рассказать, что в СССР сняли фильм века, и что его необходимо включить в программу конкурсного показа. Картину Михаила Калатозова и Сергея Урусевского посмотрели все ведущие европейские режиссеры и операторы. Они были в восхищении.

Вручение "Золотой пальмовой ветви" на Каннском кинофестивале, 1958 год.
Вручение "Золотой пальмовой ветви" на Каннском кинофестивале, 1958 год.

В 1958 году фильм «Летят журавли» получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь». Больше ни одна советская картина не удостоилась такой награды.

«Летят журавли» напряженная, чувственная, надрывная история о войне, любви, предательстве. Очень большим трудом добывались придуманные кадры. Это был отчаянный эксперимент, требовавшей максимальной самоотдачи от всех.

Понравилась статья? Тогда обязательно поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей в своих социальных сетях!

Читайте также:

Девять его ближайших родственников состояли в мхатовской труппе. Кто знал, что десятый опозорит их всех

#кино #советские фильмы #советские актеры