П.: Доча, моя хорошая, вот скажи старому больному отцу искренне: как ты считаешь - Чехов актуален или нет?
М.: Отдельные места, и очень немногие.
П.: С сожалением вынужден согласиться. Произведения из школьной программы и 100 раз экранизированные с середины прошлого века даже если и не утратили полностью актуальности и жизненности, большинству давно уже перестали быть интересны. А кому-то (привет школьникам 1990-х!) интересны никогда и не были. И если в гоголевского "Ревизора" можно вдохнуть новую жизнь без издержек, и толстовская "Смерть Ивана Ильича" может заиграть новыми чёрно-розовыми красками, то оживить милого дедушку Константина Макарыча, Уилку Чарльзовну Тфайс, Каштанку и Ионыча - не то что проблематично, а невероятно. Как и рвущихся в Москву сестёр, мечтающего о наступающих ему на лицо оруэлловских из "1984" сапогах деградирующего Петю Трофимова, Раневскую (не Фаину), вальсирующих под музыку Евгения Доги персонажей "Драмы на охоте". Время прошло. И ушло. И вообще - было ли оно? Для советской школоты оно безусловно было, это внушалось нам всей мощью советского театра, советского кино. Многое в памяти против воли отложилось, и до сих пор лежит где-то по сусекам и тёмным углам, но не вспоминается лет тридцать, как некогда казавшиеся по-шекспировски драматичными речи с трибун 19-й партийной конференции и съездов народных депутатов.
А ведь на самом деле есть огромный неизведанный Чехов НЕ из школьной программы. Это его дневники, записные книжки, письма и некоторые не слишком известные самые короткие юмористические произведенияю Вот там-то всё кипит!
М. (с улыбкой): Прямо кипит?
П.: Вот-вот рванёт!
М.: Ну хорошо, начнём...
П.: Хорошо.
"Если ты живёшь в не столь отдалённых местах, то разве нельзя быть счастливым от мысли, что тебя не угораздило попасть в столь отдалённые?" ("Жизнь прекрасна!").
"Нужно мне образ жизни переменить, и знаешь... понимаешь, у меня теперь в голове такая фантазия, что если я женюсь, то в моей жизни произойдёт круговорот..." ("Леший").
М.: Ну, первая цитата - очень актуально... То, что дальше наших мест не сошлют - неправда, ведь есть ещё Магадан и Чукотка... А накруговоротивших полно вокруг, их потом в зомбоящике показывают...
П.: Перехожу к записным книжкам.
"Голодная собака верует только в мясо".
"Чем культурнее, тем несчастнее".
А вот из дневников...
"Если человек присасывается к делу, ему чуждому, например, к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником".
М.: Мне нравятся все цитаты. Под каждой подписалась бы!
П.: Я тоже!.
...Ну, и отрывок из письма Н. П. Чехову, март 1886 г.:
"Они (воспитанные люди. - М. Ч.) уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы..."
Учись же, дочь моя, как мог бы сказать пушкинский Борис Годунов, ученье продлевает нам чего-то там...
А в следующий раз я предлагаю поговорить о поэтах - современниках Пушкина, кстати...
М.: Уже интересно.