В 1940 году обстановка на западных границах СССР (границы с Рейхом и его союзниками) резко обостряется. То и дело пытаются перейти наши границы беженцы, среди которых хватает немецких агентов. Однако есть и более серьезные случаи, когда через границу на территорию СССР пытаются прорываться вооруженные банды.
Так за одиннадцать месяцев (февраль-декабрь 1940 года) общее число задержанных, которые пытались пройти на территорию СССР с территорий подконтрольных Германскому Рейху, составило около двухсот тысяч человек. Среди них 38245 агентов спецслужб Рейха и их союзников. Было уничтожено около двухсот вооруженных банд.
Помимо этого имели место прорывы с боями границы СССР. Так, согласно статистике погранслужб с 1 января по 14 июня 1940 года на участке Западного (Украина) погранокруга зафиксировано 1126 прорывов границы; на участке Белорусского погранокруга – 526 прорывов (прошли 844 нарушителя), на участке Молдавского – 87 (прошли 167 нарушителей).
Имеют место проблемы при пересечении границы СССР железнодорожным транспортом с немецкими машинистами.
Например, 14 ноября 1940 года поезд, следовавший из Германии через станцию Таураге (в Прибалтике) в СССР, не подчинился требованиям нашего пограничного наряда и не остановился при переезде через границу.
15 ноября этот же машинист, вел поезд со станции Таураге в Германию. На сигнал старшего лейтенанта Карпухина об остановке машинист не отреагировал. Более того, увеличил скорость. Наряд был вынужден сорвать стоп-кран. Поезд остановился лишь в 40 метрах от линии границы.
С января 1941 года учащаются случаи перехода нашей границы агентами немецких разведслужб. Только в январе-марте 1941 года советскими пограничниками были задержаны 153 немецких агента.
Наблюдаются случаи захода в наши воды немецких кораблей, ведущих разведку, а в воздушное пространство СССР – немецких самолетов.
Весьма мешали борьбе с этими нарушениями указы, идущие из Москвы.
Так, согласно телеграмме № 19/5653 за подписью начальника погранвойск комдива Г.Г. Соколова запрещался обстрел германских самолетов, нарушающих советскую границу.
Подобное имело отношение и к прорывам границы на море.
Так 5 марта 1941 немецкий самолет вел разведку советских морских баз на Балтийском побережье, и был сбит огнем зенитной артиллерии Либавского района обороны. Он упал в советских территориальных водах в районе Либавы (Лиепая). Вышедший на его поиски катер военно-морских сил Германии в этом же районе был задержан пограничниками. О задержании сообщили в Москву. Оттуда пришел приказ: «немедленно катер освободить, обеспечив команду продовольствием».
18 марта 1941 года над морской базой Либава (Лиепая) совершал разведывательный полет «Юнкерс». Его отогнали зенитным огнем. Сбивать было нельзя. На этом же участке немецкие разведывательные самолеты заходили в воздушное пространство СССР 9 июня (дважды), 19, 20 и 21 июня 1941 года. И каждый раз их отгоняли, не сбивая.
Нельзя сказать, что в Москве не понимали, что происходит. Уже с весны 1941 года в приграничные районы западной границы СССР начинается переброска пяти армий: 22-й под командованием генерала Ф.А. Ершекова, 20-й под командованием Ф.Н. Ремезова, 21-й под командованием В.Ф. Герасименко, 19-й под командованием И.С. Конева и 16-й под командованием М.Ф. Лукина.
(Источник: Петров)