«Вижу цель, не вижу препятствий». В этой фразе обычно концентрируются на второй ее части и забывают про первую. А ведь чтобы дойти до цели, ее надо отчетливо представлять. В этом помогает модель SMART. «Smart» по-английски — это «умный». А еще это аббревиатура, которая содержит в себе 5 критериев постановки цели.
Модель SMART
Эта модель была сформулирована в 1954 году Питером Друкером в книге «The Practice of Management».
В 1965 его коллега Пол Майер впервые употребил термин «SMART», а в 1981 году консультант в сфере бизнеса Джордж Доран описал технологию целеполагания в статье: «Как правильно ставить умные цели».
Какой должна быть цель по SMART
Specific: Конкретная и понятная.
Measurable: Измеримая.
Achivable: Достижимая.
Relevant: Значимая.
Timed: Ограниченная по времени.
Модель SMART в коучинге
Коучинг по определению Томаса Леонарда – четко структурированный процесс с точкой «Старт» – цель клиента и точкой «Финиш» – получение оговоренного результата. И модель SMART применяется в коучинге с самого начала и до конца работы с клиентом.
Spesific
- Хочу похудеть.
- Хочу похудеть на 3 кг.
- Хочу выглядеть привлекательно.
- Хочу похудеть на 3 кг без диет.
Уже с первых слов клиента мы можем понять – мечтает он или ставит цель. Мечта всегда абстрактна и обобщена, цель же конкретна и направлена на результат. В приведенных примерах критериям SMART отвечают только четные формулировки.
Measurable
- Хотим увеличить прибыль.
- Хотим увеличить средний чек магазина на 20%.
- Хотим снизить издержки.
- Хотим увеличить прибыль 1 торговой точки на 20%.
Управлять можно только тем, что можно измерить, соответственно и понять, достигнут ли результат. Благодаря количественным показателям можно отслеживать прогресс, разбивать цель на задачи и привязывать к ним измеримые критерии выполнения. Шаг за шагом. Критериям SMART отвечают четные формулировки.
Achievable
- Хочу, чтобы ребенок делал успехи в учебе.
- Хочу освоить 3-5 техник повышения мотивации подростков.
- Хочу, чтобы ребенок сдал ЕГЭ на 100 баллов.
- Хочу понять, как могу помогать ребенку каждый день выполнять домашние задания без ошибок.
Нечетные цели связаны с другими людьми и не отвечают критериям SMART, так как лежат вне зоны нашей ответственности. Четные цели непростые, но достижимые.
Relevant
- Хочу написать книгу.
- Хочу написать книгу о планировании времени, чтобы утвердиться в качестве эксперта и впоследствии вести вэбинары.
- Хочу написать крутой бестселлер и стать знаменитым.
- Хочу написать книгу вегетарианских рецептов, чтобы помочь людям перейти на ЗОЖ.
На этом этапе пригодится короткий проверочный вопрос к цели: чтобы что? Таким образом мы проследим связь между целями разных уровней и расширим контекст восприятия. Да, и в этой точке можем понять, принадлежит ли цель самому клиенту или является навязанной (семьей, модой или обстоятельствами). И тогда вопрос «что это даст тебе лично?» расставит все по местам. Четные формулировки соответствуют критериям нашей модели.
Timed
- Хочу больше времени уделять отдыху.
- Хочу съездить в Италию в ближайшие полгода.
- Хочу научиться планировать свой график, чтобы больше уделять времени себе.
- Хочу освоить минимум 3 техники планирования времени в ближайший месяц.
Все формулировки про время, но только четные отвечают критериям SMART-метода. Если мы не ставим дедлайн для цели, то вероятность уйти в процесс без результата сильно возрастает. Привязав результат ко времени, мы можем разбить большой путь на небольшие этапы, измерять свой прогресс.
Подробнее о коучинге и работе коуча можно узнать на нашем бесплатном мини-курсе «Профессия коуч».