Найти тему
Академия коучингa 5 Prism

Модель SMART в коучинге

Оглавление
SMART цели
SMART цели

«Вижу цель, не вижу препятствий». В этой фразе обычно концентрируются на второй ее части и забывают про первую. А ведь чтобы дойти до цели, ее надо отчетливо представлять. В этом помогает модель SMART. «Smart» по-английски — это «умный». А еще это аббревиатура, которая содержит в себе 5 критериев постановки цели.

Модель SMART

Эта модель была сформулирована в 1954 году Питером Друкером в книге «The Practice of Management».

В 1965 его коллега Пол Майер впервые употребил термин «SMART», а в 1981 году консультант в сфере бизнеса Джордж Доран описал технологию целеполагания в статье: «Как правильно ставить умные цели».

Какой должна быть цель по SMART

Specific: Конкретная и понятная.

Measurable: Измеримая.

Achivable: Достижимая.

Relevant: Значимая.

Timed: Ограниченная по времени.

Модель SMART в коучинге

Коучинг по определению Томаса Леонарда – четко структурированный процесс с точкой «Старт» – цель клиента и точкой «Финиш» – получение оговоренного результата. И модель SMART применяется в коучинге с самого начала и до конца работы с клиентом.

Spesific

  1. Хочу похудеть.
  2. Хочу похудеть на 3 кг.
  3. Хочу выглядеть привлекательно.
  4. Хочу похудеть на 3 кг без диет.

Уже с первых слов клиента мы можем понять – мечтает он или ставит цель. Мечта всегда абстрактна и обобщена, цель же конкретна и направлена на результат. В приведенных примерах критериям SMART отвечают только четные формулировки.

Measurable

  1. Хотим увеличить прибыль.
  2. Хотим увеличить средний чек магазина на 20%.
  3. Хотим снизить издержки.
  4. Хотим увеличить прибыль 1 торговой точки на 20%.

Управлять можно только тем, что можно измерить, соответственно и понять, достигнут ли результат. Благодаря количественным показателям можно отслеживать прогресс, разбивать цель на задачи и привязывать к ним измеримые критерии выполнения. Шаг за шагом. Критериям SMART отвечают четные формулировки.

Achievable

  1. Хочу, чтобы ребенок делал успехи в учебе.
  2. Хочу освоить 3-5 техник повышения мотивации подростков.
  3. Хочу, чтобы ребенок сдал ЕГЭ на 100 баллов.
  4. Хочу понять, как могу помогать ребенку каждый день выполнять домашние задания без ошибок.

Нечетные цели связаны с другими людьми и не отвечают критериям SMART, так как лежат вне зоны нашей ответственности. Четные цели непростые, но достижимые.

Relevant

  1. Хочу написать книгу.
  2. Хочу написать книгу о планировании времени, чтобы утвердиться в качестве эксперта и впоследствии вести вэбинары.
  3. Хочу написать крутой бестселлер и стать знаменитым.
  4. Хочу написать книгу вегетарианских рецептов, чтобы помочь людям перейти на ЗОЖ.

На этом этапе пригодится короткий проверочный вопрос к цели: чтобы что? Таким образом мы проследим связь между целями разных уровней и расширим контекст восприятия. Да, и в этой точке можем понять, принадлежит ли цель самому клиенту или является навязанной (семьей, модой или обстоятельствами). И тогда вопрос «что это даст тебе лично?» расставит все по местам. Четные формулировки соответствуют критериям нашей модели.

Timed

  1. Хочу больше времени уделять отдыху.
  2. Хочу съездить в Италию в ближайшие полгода.
  3. Хочу научиться планировать свой график, чтобы больше уделять времени себе.
  4. Хочу освоить минимум 3 техники планирования времени в ближайший месяц.

Все формулировки про время, но только четные отвечают критериям SMART-метода. Если мы не ставим дедлайн для цели, то вероятность уйти в процесс без результата сильно возрастает. Привязав результат ко времени, мы можем разбить большой путь на небольшие этапы, измерять свой прогресс.

Подробнее о коучинге и работе коуча можно узнать на нашем бесплатном мини-курсе «Профессия коуч».