⭐⭐⭐⭐
(Рейтинг: 3,5 из 5)
Немецкий вибрафонист Альтфрид Зикинг — хрестоматийный европейский джазмен-профессионал, которого можно классифицировать как музыканта национального уровня известности: на международную славу он не претендует, а низведение себя до регионального уровня вполне справедливо посчитает незаслуженным. Зикинг преподает в Мюнстере, активно работает в студии, был связан с весьма именитыми коллективами, в том числе WDR Big Band и ансамблем Чарли Мариано, а с 2005 года играет в составе вокалиста Гётца Альсманна (еще одного уроженца Мюнстера, по совместительству известного телеведущего). Дает полсотни концертов во второй половине пандемийного 2021-го. Что называется, немецкая стабильность налицо.
Изыскания показывают, что сольных записей у Зикинга, которому уже за шестьдесят, до выпуска альбома «I Am» не было: была работа в чужих или совместно руководимых ансамблях, были «прикладные» записи на сборниках вроде приложения к журналу «Drums & Percussion». Это довольно странно с его-то техническим уровнем, высокой точностью и грамотностью, старомодной джазовой интеллигентностью и несомненной любовью к музыке, которую он исполняет. Возможно, дело как раз в занятости: недаром в выходных данных диска упоминается всё тот же проклятый COVID как одна из причин, которая наконец-то позволила сделать давно вынашиваемую запись собственного состава.
Зикинг играет здесь в основном на вибрафоне, хотя временами обращается и к маримбе. С ним классическая акустическая ритм-секция, а в отдельных треках — гости: саксофонист, трубач, перкуссионист. Все из того же теста, крепкие профессионалы без больших имен, но и без каких бы то ни было сомнений в уровне. В звучании состава очевиднейшим образом просматривается влияние Modern Jazz Quartet, что можно бы было считать недостатком в смысле вторичности, если бы не серьезное преимущество: Modern Jazz Quartet — это, строго говоря, было отлично и в 50-х, и отлично сейчас. Главное, что Зикинг делает с этим наследием, — это демонстрация бережного и нежного отношения к нему. Аранжировки и почерк бэндлидера настолько трогательны, что в кои-то веки начинаешь во время знакомства с мейнстримовым альбомом думать не о том, как далеко ушел джаз с тех времен, а о том, как же в тех временах было всё-таки классно. Мы настолько уже привыкли к сложным гармоническим выломам и концептуальным пощечинам, которые раздают слушателям современные бескомпромиссные новаторы, что стали забывать о временах, когда сложность (даже в той же гармонии) подавалась легко, вприпрыжку, с улыбкой. Аранжировки Зикинга либо традиционно-легки, либо ностальгически-пасторальны, либо по-настоящему лукавы, даже игривы — с той утонченной игривостью, которую может позволить по отношению к публике артист во фраке. Взять, например, «Adam’s Battle», где он играет как раз на маримбе. Она звучит как мелодия из детства, когда барабанщик не молотил в своем соло во все мыслимые котлы и тарелки, а отвечал мелодическому инструменту осмысленными фразами, поступаясь порой импровизацией ради четкого артикулированного высказывания. Зикинг возвращает джазу эту прелесть, и его диалог с барабанщиком Кристианом Шёненфельдтом в названной пьесе вызывает у слушателя непроизвольную детскую улыбку.
Зикинг глубоко искренен, и это в его альбоме важнее всего. Разобрать «I Am» на составляющие, провести параллели, потыкать пальцем в отдельные нюансы и остаться недовольным довольно просто. Но немецкий вибрафонист делает то, ради чего и стоит, наверное, заниматься музыкой: пусть и не предлагая слушателю идти за собой по дороге каких-то новых откровений, он дает возможность перестать думать лишнее и (именно так) насладиться тем, что формировали и оттачивали десятилетиями очень и очень талантливые люди. Да, он их духовный наследник, а не создатель стиля. Но это не делает ни стиль, ни наследника недостойными внимания.
Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Spotify