Многие хотят начать с рисования бамбука. Тем не менее, традиционно первым из "четырех благородных" (слива, бамбук, орхидея и хризантема), которые осваивают изучающие живопись, является цветок сливы. Логично начать с этого, потому что для создания цветка сливы требуется несколько навыков, которые необходимы для каждого аспекта рисования кистью. Например, чтобы нарисовать цветок сливы, вы должны контролировать тон чернил и количество влаги на кисти.
Правильно пользуясь кистью, вы с самого начала приобретете хорошие привычки. Вы также научитесь технике сухой и влажной кисти при работе с ветками и откроете для себя ценность быстрой и ловкой работы для получения энергичного эффекта.
То, что в китайской живописи называется цветком сливы, обычно является японским абрикосом. Это символ зимы, которым очень восхищаются в Китае. Садовники заботливо ухаживают за деревьями; поэты превозносят его красоту и чистоту на словах; а художники стремятся запечатлеть ее ци на бумаге. Согласно традиции, сами цветы - это Ян, а ствол и ветви - Инь; три чашелистика - это небо, земля и человек; и пять лепестков - это у-син пять элементов. Тычинки представляют планеты.
Цветы: метод точной кисти
Чтобы нарисовать цветок сливы, сначала разведите тушь. Затем возьмите кисть для цветков сливы среднего размера и с ее помощью нанесите небольшое количество туши на свою палитру. Продолжая использовать кисть, постепенно добавляйте воду, пока не получите разумное количество серой туши.
Промойте и высушите кисть. Новички часто забывают это делать, но это очень важно. Если вы не высушите кисть, вода, скопившаяся у основания щетинок во время перемешивания чернил, стечет к кончику и затруднит рисование.
Используя только кончик вашей кисти, окуните ее в серые чернила и аккуратно сотрите излишки на боковой стороне палитры, не трогая кончик кисти.
Удерживая кисть вертикально между большим и средним пальцами, нарисуйте слегка эллиптические круги диаметром около 1 см. Используйте равномерное давление и не забывайте держать кисть все время в вертикальном положении. Это гарантирует, что вы переместите всю кисть, а не просто наклоните ее, что приведет к неравномерной толщине линии. Если кончик кисти случайно упустил бумагу в какой-либо момент, не пытайтесь вернуться и заполнить. Просто оставьте пробел и позвольте взгляду зрителя увидеть продолжение.
Когда вы почувствуете, что можете получить однородную линию, начните соединять свои формы вместе, чтобы создать цветок. Начните с целого лепестка в центре, сделав точку взлета тем местом, откуда вы позже собираетесь рисовать центральный чашелистик. Затем сделайте два лепестка с каждой стороны и залейте оставшиеся два лепестка.
Для тычинок используйте черную тушь. Начиная с края лепестка и работая от плеча, сделайте быстрое движение, используя только кончик кисти. Чтобы тычинка сужалась к точке, продолжайте движение от бумаги в воздух. Начните с центральной тычинки и всегда старайтесь, чтобы на каждом цветке было семь или девять. Пыльца наносится случайным образом.
В последнюю очередь делают чашелистики. Используйте очень черные чернила и смочите кисть примерно наполовину. Два чашелистика с каждой стороны формируются путем прикосновения кончика кисти к бумаге и прижатия ее сбоку на мгновение перед тем, как аккуратно ее снять. Чтобы сформировать кисть посередине, начните тем же способом, но, нажав вниз, вы должны потянуть кисть вниз или вверх (в зависимости от угла наклона цветка), чтобы при отрыве от бумаги он оставил хвост. Распространенная ошибка новичков - попытаться нарисовать кончиком кисти форму запятой. На самом деле острие делается не кончиком кисти, а стороной, отходящей от бумаги.
Как только вы освоите этот основной цветок, попробуйте различные формы и углы, известные как двенадцать традиционных граней цветков сливы. Начните с рисования двух кружков рядом, начиная и заканчивая каждым мазком кисти внизу. Затем нарисуйте три полукруга.
Для c начните, как вы делали для основного цветка, но опустите последние два лепестка. Для d есть только полукруглые лепестки, а пять чашелистиков образуются путем размещения кончика кисти на бумаге соответствующим образом. Цветки от e до j - это все вариации с разными углами, тычинками и чашелистиками в разных положениях. Не забудьте начать свой полный лепесток с точки, где вы соединитесь с центральным чашелистиком. Бутоны k и 1 имеют лепестки немного меньшего размера, чем открытые цветы, и имеют несколько яйцевидную форму, но принцип их окраски тот же.
Цветы: свободная кисть
Когда вы освоите цветы, попробуйте свободную кисть. Это выглядит проще, но на самом деле сложнее, чем обрисованное в общих чертах, поэтому не отчаивайтесь, если ваши первые усилия напоминают отпечатки кошачьей лапы. Еще раз, начните с чернильного камня, полного очень черных чернил. Как и раньше, возьмите немного чернил и разбавьте их, чтобы сделать серыми, но учтите, что на этот раз вам понадобится гораздо больше серых чернил. Не забывайте ополаскивать и сушить кисть после смешивания.
Лепестки выполняются в том же порядке, что и раньше, но имеют твердую форму. Сначала смочите кисть серыми чернилами и сотрите излишки на краю палитры. Сложите кисть вертикально, поместите кончик на бумагу и затем надавите, вращая кисть, полностью или наполовину, в зависимости от того, какой лепесток вы делаете. Таким образом, кончик кисти образует центр лепестка, а край лепестка описывается пяткой. Это нужно делать быстро; в противном случае ваши чернила будут слишком сильно растекаться, и края вашей стены лепестков будут слишком размытыми. Старайтесь держать лепестки близко друг к другу, не позволяя им сливаться.
Тычинки, пыльца и чашелистики прорисовываются так же, как и раньше, черными чернилами. Лучше всего делать это до того, как лепестки высохнут, чтобы они немного смешались с более светлыми чернилами.
Ветви
Как и цветы, ветки сливы можно нарисовать контурным или вольным методом. Любой вид цветка можно использовать с любым типом ветки. Разветвления вольным стилем лучше выполнять стоя, чтобы ваша рука могла свободно двигаться.
Для создания первой фигуры вам следует размолоть много чернил, а кисть должна быть достаточно полной и достаточно влажной. Используя всю кисть, не отрывая ее от бумаги, выполняйте каждую ветку как можно быстрее. Сделайте стыки, сделав небольшую паузу, и надавив на более толстые части ветки большей частью кисти. В конце ветки вы должны поднять удар в воздух, как вы это делали с тычинками, чтобы ваша ветвь заострилась. Если вы хотите, чтобы конец ветки был тупым, просто резко остановите движение и аккуратно поднимите кисть над бумагой. Когда ваша ветвь будет завершена, добавьте несколько случайных капель черных чернил, чтобы изобразить лишайник или мох.
В следующем примере мы используем немного более сухую кисть. Толстую основную ветвь можно сделать, держа щетку сбоку и потянув вниз, но по мере продвижения по ветке вам следует отрегулировать угол наклона головки щетки до тех пор, пока она не будет использоваться обычным образом, при этом мазок будет таким же, как и щетина. Используйте ту же технику для боковых веток, что и для маленьких веток на первой иллюстрации, но пусть ваша кисть будет суше. Таким же образом добавляют лишайник. Рисунок слева предназначен для того, чтобы вы попрактиковались в оживлении мелких ветвей. Это нужно делать ловко. Делайте паузу на каждом суставе, но делайте отрезки ветви быстро и с равномерным давлением. Если вы будете колебаться, ваша ветка будет выглядеть слабой и неубедительной.
Последний пример создается постепенно, начиная с узловых отверстий, которые являются центральными точками. Чтобы нарисовать их, используйте обводку, аналогичную той, что использовалась для центрального чашелистика. После узловых отверстий сделайте светлую штриховку и, наконец, более темную обводку. Держите кисть живой и меняйте нажим, чтобы придать текстуру и форму своей ветке. Маленькие ветви обрабатываются, как в предыдущих трех примерах, и лишайник тоже.
Использование цвета
Цветки сливы обычно окрашены в цвет, и ниже показаны различные цветовые схемы, которые можно использовать. Для контурных цветов сначала нанесите на лепестки белый водный раствор. Пока он еще влажный, растушуйте желтый цвет в центре каждого цветка. Вы можете использовать чернила для тычинок и пыльцы или вы можете сделать тычинки ярко-красными, а пыльцу - густо-желтым, киноварным и красным.
Для цветов вольного стиля возьмите чистую кисть и сначала окуните ее в чистую воду. Сотрите излишки с края кувшина с водой, а затем просто покрасьте кистью. Нарисуйте цветы, как вы это делали, используя тушь. Воздействие воды на кисть заключается в создании двухцветных лепестков, поскольку цвет будет слегка растекаться в прозрачной части каждого мазка. Опять же, вы можете нарисовать тычинки чернилами или киноварью, а пыльцу - чернилами или цветом. Для получения немного другого двухцветного эффекта вы можете заполнить кисть водой белого цвета вместо чистой воды, а затем нанести на нее красный цвет. Очевидно, что если вы хотите, чтобы лепестки вольного стиля были однородного цвета, вы просто заполняете кисть светлым цветом вместо чернил. Чашелистики всегда выполняются очень черными чернилами.
На ветвях вольного стиля нет цвета, но на выделенных ветвях может быть светло-коричневый оттенок. Для этого надавите на щетку пяткой, осторожно перемещая кончик. Попробуйте растушевать на ветке более одного оттенка.